Шреяс и преяс

Глава третья

Обретаем квалификацию

Шреяс и преяс

К этому моменту у читателя может возникнуть вопрос: какой квалификацией нужно обладать, чтобы получить мантра-дикшу и извлечь духовное благо из повторения гаятри-мантр? В комментарии к одному из первых стихов «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада объясняет:

«Мантра гаятри предназначена для тех, кто находится на достаточно высокой ступени духовного развития. А когда человек достигает успеха в повторении этой мантры, ему открывается трансцендентная природа Господа. Стало быть, необходимо развить в себе брахманские качества, то есть утвердиться в гуне благости, чтобы успешно повторять мантру гаятри и таким образом подняться на уровень трансцендентного постижения Господа, Его имени, славы, качеств и т.д.»1.

Чтобы как следует понять смысл этого утверждения, проведем небольшое исследование. У любого объекта или живого организма есть четыре аспекта: название, форма, качества и деятельность (функции). Рассмотрим, к примеру, барабан, на котором играют во время киртана.

  • Название: мриданга.
  • Форма: конусообразный глиняный корпус, обтянутый коровьей кожей (снятой с коровы, которая умерла естественной смертью).
  • Качества: малая мембрана издает высокий, звенящий звук; большая мембрана звучит глухо, подобно раскатам грома.
  • Функции: ритмическое сопровождение киртанов; профессионал может извлечь из мриданги звук любых оттенков.

Людей тоже можно характеризовать по этим четырем свойствам. И если кто-то зовется брахманом, но не обладает качествами брахмана и не действует как брахман, то этот человек не распор лагает всеми необходимыми составляющими, которые подразуме^ вает этот титул. Он подобен мриданге, которая не издает звуков Такая мриданга — не настоящий барабан. Брахманы должны o6ладать соответствующими качествами и вести себя, как подобав ет дваждырожденным. В противном случае они не брахманы, и иж повторение гаятри-мантр будет неэффективным.

Если мы хотим жить духовной жизнью, у нас должна быть определенная квалификация. Однако необходимо знать свой уровень (адхикар) и не браться за дела, для которых у нас нет достав точно умения. Если мы лишь внешне проходим через инициацию* ничего хорошего из этого не получится. Такая показная инициал ция может привести к противоположным результатам и даже вы» литься в фанатизм. Шри Кришна в Своих наставлениях Уддхаве занимает по этому вопросу жесткую позицию:

све све ‘дхикаре йа ништха
са гунах парикйртитах
випарйайас ту дотах сйад
убхайор эта нишчайах

«Постоянно делать то, на что у человека хватает квалификации (све све адхикаре), есть добродетель. И напротив, занимать положение, не соответствующее квалификации, — безответственно и считается предосудительным. Таков окончательный вывод»2.

Люди в современном мире привыкли получать все по дешевке и потому, как правило, интересуются внешним, пренебрегая сутью. В этом мире считается нормальным занимать положение, для которого у человека нет необходимых качеств. Хотя те, кто так поступает, на первый взгляд извлекают из этого пользу, польза эта кратковременна (преяс). Рано или поздно недостаточная квалификация приведет к тому, что они лишатся своего искусственно занимаемого положения. Если кто-то стремится занять положение брахмана, руководствуясь соображениями престижа, вторая инициация не пойдет ему на пользу. Шрила Прабхупада называл таких людей «двухгрошовыми брахманами», поскольку на базаре брахманский шнур стоит гроши и каждый может его купить. Можно искусно обманывать весь свет, включая самого себя, однако вселенские законы обойти невозможно.

В духовной жизни нет понятия «успешный обман», поскольку духовной деятельностью мы занимаемся перед иными зрителями — перед Верховной Личностью Бога и святыми. Господь и Его чистые преданные не поддаются обману, их не провести внешним блеском, за которым ничего нет. Мы должны развить в себе необходимые качества и стремиться к долговременному духовному благу (шреяс). Недостойные люди, которые стремятся лишь к кратковременным результатам (преяс) и в таком умонастроении получают посвящение в гаятри, принесут больше вреда, чем пользы, — и себе, и другим.

Когда мне было пятнадцать лет, я получил болезненный, но убедительный урок. Два испорченных зуба — удаления не избежать; но в зубном кресле я терял всякое мужество. Я попросил врача быстро замазать дырки в зубах, а сверху прикрыть золотыми коронками. К счастью, мое детское поведение не произвело на врача никакого впечатления. Она сказала мне, что должна докопаться до корня проблемы, а я должен потерпеть пару дней. Закрыв больные зубы золотыми коронками, мы бы только усугубили проблему, поскольку под коронкой они совсем бы сгнили и в один «прекрасный» день боль стала бы еще сильнее, Я вынужден был прислушаться к ее совету и извлек из этого урок.

Если кто-то хочет получить от посвящения в мантру высшее благословение, он должен быть готов принять на себя серьезные обязательства.

Posted in Гаятри-мантры.