Шримати Радхарани в гаятри-мантрах

В духовной жизни мы всегда должны думать о том, как стать слугой Шримати Радхарани и радовать Ее своим служением. Шрила Прабхупада подчеркивает этот момент:

кршна таба пунйа хабе бхаи э-пунйа карибе джабе радхарани кхусй хабе дхрува ати боли тома таи

«О братья, истинно говорю вам: Верховный Господь Кришна пошлет вам удачу только тогда, когда вами будет довольна Шримати Радхарани»29.

Не обретя прибежище у лотосных стоп Шримати Радхарани, невозможно приблизиться к Верховному Господу Кришне и войти в покои сокровенного служения Ему. Шрила Рагхунатха дас Госвами выразил ту же мысль в одном прекрасном стихе:

анарадхйа радха-падамбходжа-ренум анашритйа врндатавйм тат-паданкам асамбхасйа тад-бхава-гамбхйра-читтан кутах шйама-синдхо расасйавагахах

«Возможно ли погрузиться в океан шьяма-расы (любви к Кришне в мадхурья-расе), не поклоняясь пыли с лотосных стоп Шримати Радхарани, не обретя прибежища Вриндавана, украшенного Ее следами, и не служа Ее преданным, чьи верные сердца всегда плавятся от любви к Ней?»30

В «Шри Сва-нияма-дашаке» («Мои десять обетов») Рагхунатха дас Госвами пишет:

«Вот мой обет: ни секунды я не буду идти рядом с притворщиком, который поклоняется одному только Господу Говинде и не почитает возвышенную Радхарани, чью славу воспевают Веды и великие мудрецы во главе с Нарадой. Для Кришны нет никого дороже Нее».

Однако и в «Шримад-Бхагаватам», и в гаятри-мантрах имя Шримати Радхарани скрыто. Сокровенные темы должны гореть в сердце человека подобно тщательно оберегаемому светильнику, спрятанному от посторонних глаз. Их не следует выносить туда, где дуют ветра личных мнений, вздорных споров и нелепых заблуждений.

Кроме того, есть люди, которые не обладают надлежащим духовным адхикаром (квалификацией) и которым поэтому будет сложно понять Шримати Радхарани. Шрила Прабхупада предостерегал нас от того, чтобы поспешно углубляться в обсуждения близких отношений Радхи и Кришны или выносить на публику столь сокровенные темы. Иначе мы можем принять высшее за низшее и тем самым совершим непростительную ошибку — либо сами нанеся оскорбление Господу, либо склонив к этому других.

Но Шримати Радхарани, вне всякого сомнения, присутствует в гаятри-мантрах, и по Ее милости в один прекрасный день мы обретем аЪхикар, который позволит нам это ощутить.

Присутствие Радхарани легче всего почувствовать в кама-гаятри, где раскрываются игры Господа в трансцендентной маЪхурья-расе. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур рассказывает нам, как, изучая кама-гаятри, он получил личный даршан Шримати Радхарани. С Ее помощью он сумел разгадать загадку, связанную с кама-гаятри31. Шримати Радхарани сказала ему:

«Кама-гаятри-мантра предназначена для поклонения Мне. Постигнув смысл слогов этой мантры, можно обрести знание обо Мне — но произойдет это лишь Моей милостью!»32

Далее Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет, что в кама-гаятри в завуалированном виде объясняется, каким образом Кришна воздействует на Радху и гопи:

  • Слово клим указывает на то, что сладостью Своей флейты (вену-мадхурйа) Кришна похищает сердца гопи, возглавляемых Шримати Радхикой.
  • Слово камадева говорит о том, что сладостью Своих игр (лйла-мадхурйа) Кришна лишает гопи и Радхарани проницательности.
  • Слово пушпабана говорит о том, что Кришна сладостью Своей нежной красоты и других качеств (лаванйа-гуна-мадхурйа-ади) приводит в волнение умы гопи и Радхи, когда они встречаются с Ним в самбхога-расе.

Кроме того, Радха присутствует и в гопала-мантре, в трансцендентных слогах гопй-джана-валлабха, указывающих на Ее Господина Кришну, возлюбленного гопи, из которых Она — главная. Преданные Радхи и Кришны найдут Ее и в гаура-гаятри, поскольку Шри Чайтанья Махапрабху неотличен от Радхи-Кришны.

Верные поклонники Шримати Радхарани обнаружат Ее присутствие и в гуру-гаятри, в частности в слове кршнанандайа. В соответствии с правилами санскритской грамматики, слово кршнанандайа может читаться двояко:

1. Кршна-анандайа — «тот, кто дарует ананду Кришне».

2. Кршна-анандайа — «тот, кто дарует ананду Радхе». В данном случае Кришна (с долгим а) — это Радха.

Но, чтобы увидеть присутствие Радхарани в брахма-гаятри, нам потребуется руководство великих святых. Ее невозможно найти там при помощи грамматики. По мнению Шридхары Свами (духовного брата Шрилы Прабхупады)33, слова бхарго девасйа в брахма-гаятри обозначают сварупа-шакти, то есть личную духовную энергию Кришны. А личная духовная энергия Кришны — это Шримати Радхарани. Как мы уже слышали от Шрилы Прабхупады34, слово савитур в брахма-гаятри обозначает Кришну, трансцендентного бога Солнца. А близкие преданные Господа знают, что, где бы ни был Кришна, там всегда рядом Радха. Кришнадас Кавираджа Госвами приводит две убедительные аналогии:

мргамада, тара гандха — йаичхе авиччхеда агни, джвалате — йаичхе кабху нахи бхеда

«Поистине, Они едины и неотделимы друг от друга, как запах неотделим от мускуса или жар — от огня»35.

Эти аналогии прекрасно отражают взаимоотношения между девой и бхаргой. Где есть огонь, там есть и жар. Где есть Кришна, там присутствует Радхарани. Это приводит нас к естественному выводу, что высшее значение слова бхаргах в брахма-гаятри — «Шримати Радхарани».

Слава служения Шримати Радхарани

Когда мать Парикшита, Уттара, попросила своего сына рассказать о разных обителях, куда попадают слуги Господа, ее особенно заинтересовали те, кто предан исключительно Кришне, проводящему танец раса. Услышав о таких расика-вайшнавах, она сказала:

йе сарва-наирапекшйена радха-дасйеччхавах парам санкйртайанти тан-нама

тадрЖа-прийата-майах

«Эти преданные хотят только одного — стать слугами Шри Радхи, и ничто другое их не интересует. Они повторяют имена Господа, танцующего танец раса, и сердца их исполнены необыкновенной любви к Нему»36.

Санатана Госвами объясняет словосочетание сарва-наирапекшйена («безразличные ко всему остальному»), следующим образом:

«Преданные Шри Радхи, которую Господь Мадана-Гопала любит больше всех, — не имперсоналисты, лишенные желаний. Они точно знают, что стоит Шри Радхике признать их Своими слугами, как все их желания исполнятся сами собой и они обретут благо куда большее, чем даже могли себе представить. Таким образом, счастливая возможность служить Радхе — редчайшее из всех возможных достижений жизни, и получить эту привилегию можно только при помощи строжайшей садханы. Порадовать Ее Божественную Милость можно, совершая жертвоприношение чистого повторения имен Шри Раса-Расики, героя танца раса. Своими нежными и мелодичными голосами слуги Шри Радхи всегда громко поют имена Шри Кришны. Они достойны нести столь возвышенное служение, поскольку сердца их исполнены самых разнообразных проявлений спонтанной экстатической любви к Кришне».

Иначе говоря, на возвышенных стадиях сознания Кришны преданный начинает стремиться к Господу, совершая санкиртану в настроении радха-дасьи, служения лотосным стопам Шримати Радхарани:

«Всегда помня о Кришне, чья мукута (корона) украшена павлиньим пером, совершая санкиртану, служа лотосным стопам Господа, повторяя лучшие мантры и в глубине души размышляя о служении лотосным стопам Радхи, — я задаю себе лишь один вопрос: когда же я наслажусь этим удивительнейшим праздником, привязанностью к Ней?»37

Это высокая цель, и мы снова и снова напоминаем: сначала заслужите, потом желайте. Вспомним прекрасную молитву Санатаны Госвами, приведенную в «Чайтанья-чаритамрите»:

на према шраванади-бхактир апи ва його ‘тхава ваишнаво джнанам ва шубха-карма ва кийад ахо садж-джатир апй асти ва
хйнартхадхика-садхаке твайи татхапй аччхедйа-мула сати хе гопй-джана-валлабха вйатхайате ха ха мад-ашаива мам

«О мой Господь! Нет у меня ни любви к Тебе, ни качеств, подходящих для того, чтобы преданно служить Тебе, слушая рассказы о Тебе и прославляя Тебя. Я не обладаю ни мистическими способностями вайшнава, ни знанием, ни благочестием. Происхождения я невысокого. Словом, нет у меня никаких достоинств. И все же, о возлюбленный гопи, поскольку Ты проливаешь милость на тех, кто очень низко пал, в сердце моем живет неискоренимая надежда. И надежда эта причиняет мне нескончаемую боль»38.

В заключение

Из нашего обсуждения, связанного со Шримати Радхарани, можно сделать важный вывод: смысл мантр всегда очень глубок, и по мере нашего духовного созревания нам открываются все* новые и новые оттенки этого смысла. Подобно тому как в семени кроется прекрасное дерево, которое когда-нибудь вырастет, в этих мантрах содержатся духовные тайны, которые будут все яснее и яснее раскрываться достойному садхаке, по мере того как его духовный опыт будет становиться зрелым. В семени дерева заложены его листья, ветви, кора, цветы, почки, плоды и новые семена. Из древесины можно вырезать множество изделий и даже Божества, но эта особенность дерева проявится лишь спустя какое-то время. Очень важно не пытаться перепрыгивать через необходимые уровни духовного прогресса. В то же время следует держать в виду нашу цель и следить за тем, чтобы не утратить желание в конце концов ее достичь.

Posted in Гаятри-мантры.