Сколько слогов в кама-гаятри?

Вопрос: Согласно «Чайтанья-чаритамрите», кама-гаятри состоит из двадцати четырех с половиной слогов. Но если подсчитать в ней слоги по правилам санскритской грамматики, слогов окажется двадцать пять. Как это объяснить? Где в кама-гаятри «половина слога»?

Ответ: Это действительно сложный вопрос. Наш великий ачаръя, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, тоже однажды столкнулся с этой проблемой. Это повергло его в океан горя, и он не мог успокоиться, пока Шримати Радхарани чудесным образом не спасла его.

Как вы упомянули, в Своих наставлениях Санатане Госвами Шри Чайтанья Махапрабху объяснил, что в кама-гаятри двадцать четыре с половиной луны, или слога:

«Кришна, Верховная Личность Бога, неотличен от ведической мантры, называемой кама-гаятри, которая состоит из двадцати четырех с половиной слогов. Эти слоги сравнивают с лунами, которые восходят в Кришне. Так все три мира наполняются желанием.

Лицо Кришны — царь всех лун, а тело Кришны — трон. Так царь правит скоплением лун.

Щеки Кришны, подобные сияющим драгоценным камням, считаются двумя полными лунами. Лоб Его — полумесяц, а пятнышко сандаловой пасты на лбу — еще одна полная луна.

Ногти на пальцах Его рук — десять полных лун, танцующих на Его флейте, которую Он держит в руках. Их песня и есть мелодия этой флейты. Ногти на пальцах Его ног — это тоже десять полных лун, только танцующих на земле. Их песня — звон Его ножных колокольчиков»18.

Считая слова Кришнадаса Кавираджи Госвами авторитетными, Вишванатха Чакраварти Тхакур сначала безоговорочно принял утверждение Чайтаньи Махапрабху о количестве слогов в мантре. Но когда он подсчитал слоги, в ум его закралось сомнение:

  • Клим — 1 слог.
  • Видмахе — 3 слога.
  • Камадевайа — 5 слогов.
  • Дхймахи — 3 слога.
  • Пушпабанайа — 5 слогов.
  • Прачодайат — 4 слога.
  • Тан но ‘нангах — 4 слога.

Вместо двадцати четырех с половиной слогов получалось двадцать пять. Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет:

«Я удивился — на основании какого свидетельства из священных писаний Кришнадас Кавираджа Госвами говорит, будто в мантре всего двадцать четыре с половиной слога? Причина, побудившая его к этому, оставалась за пределами моего понимания.

Пересматривая различные священные писания, я не нашел ни малейшего намека на то, что в этой мантре может встретиться половина слога. Поэтому я оставался погружен в великий океан сомнений. Исследуя все труды по гласным и согласным звукам, я не мог найти в них ни единого высказывания об этой мантре, состоящей из двадцати четырех с половиной слогов.

Может ли быть, чтобы Кришнадас Кавираджа Госвами не знал об этом? Нет, не может. Определенно, он полностью сведущ во всем и потому абсолютно свободен от ошибок и иллюзий — недостатков, присущих всем смертным»19.

Вишванатха Чакраварти Тхакур рассмотрел этот стих с разных точек зрения, однако решения так и не нашел. Отчаявшись, он оставил всякие попытки найти ответ. Он был настолько удручен, что отказался есть и пить, а в конце, когда стало ясно, что ему не справиться с одолевшим его сомнением, решил, что лучше будет просто покончить с собой. Таково было его решение. Он пошел на Радха-Кунду, погруженный в печальные раздумья. Он пишет: «Если человек даже не знает толком, сколько в мантре слогов, как сможет он обрести сознание Бога? Ему лучше просто расстаться с жизнью».

Той ночью во сне ему явилась Шримати Радхика. Она сказала: «О Вишванатха, Кришнадас Кавираджа написал правду! Он — Моя близкая служанка, и потому ему ведомы все Мои сокровенные помыслы. Кама-гаятри-мантра предназначена для поклонения Мне. Постигнув смысл слогов этой мантры, можно обрести знание обо Мне — но произойдет это лишь Моей милостью!»

Затем Шримати Радхика поведала Вишванатхе, что ответ на свой вопрос он найдет в книге «Варнагама-бхасвади», «Разъяснение о подсчете букв». Кришнадас Кавираджа Госвами был знаком с этой книгой и написал все правильно. Она сказала Вишванатхе, что, проснувшись, он должен обратиться к этой книге и найти это доказательство, чтобы разрешить этот вопрос на благо других.

Под руководством Шримати Радхарани Вишванатха Чакраварти Тхакур в конце концов обнаружил искомое свидетельство и должным образом определил количество слогов в кама-гаятри-мантре. Вот этот стих:

ви-карйнта-йа карена чардхакшарам пракйртитам

«Слог йа, когда за ним следует слог ви, считается половиной слога (ардха-акшарам)».

Таким образом, слог йа в слове камадевайа считается половиной слога, поскольку дальше идет слог ви (в слове видмахе). Так и получается, что в кама-гаятри-мантре двадцать четыре с половиной слога. Аналогичным образом (можете проверить сами) гаура-гаятри-мантра состоит из двадцати трех с половиной слогов.

Posted in Гаятри-мантры.