Слава святого имени

“Святое имя Кришны исполнено духовного блаженства. Оно дарует человеку высочайшие духовные благословения, ибо оно – Сам Кришна, источник всех наслаждений. Имя Кришны совершенно. Оно не соприкасается с материальной энергией и не уступает Самому Кришне своим могуществом. Имя Кришны не осквернено материальными качествами, поэтому не может быть и речи о его соприкосновении с майей. На святое имя не влияют законы материальной природы, потому что имя Кришны и Сам Кришна неотличны друг от друга”.* // “Падма пурана”, цитируется в “Чайтанья-чаритамрите”, Мадхья, 17.133 //

“Сколько нектара содержится в двух слогах “Криш-на”! Когда произносишь святое имя Кришны, оно танцует у тебя на устах. Чтобы воспевать его, хочется иметь миллионы ртов; чтобы слушать его, хочется иметь миллионы ушей. Когда святое имя танцует на лотосе твоего сердца, все чувства замирают”.* //Рупа Госвами, “Видагдха-мадхава”, 1.15; цитируется в “Чайтанья-чаритамрите”, Антья, 1.99 //

“ Воспевание святого имени – весьма действенный метод развития любви к Богу. Оно не зависит от каких-либо внешних условий, ибо внимание Кришны можно привлечь только смирением и покорностью. Так утверждается во всех священных писаниях. Итак, тот кто ведет себя смиренно и покорно, может достичь лотосных стоп Кришны даже в эпоху Кали. Воспевание святого имени – венец всех великих жертвоприношений и подвижничества, ибо экстатическая любовь к Богу является высшим совершенством жизни. Поэтому любая деятельность, совершаемая в рамках преданного служения, должна сопровождаться воспеванием святого имени Господа”.* //Шрила Джива Госвами, “Бхакти-сандарбха”, 2.70; цитируется в “Чайтанья-чаритамрите”, Антья, 4.71, комментарий//

“Святое имя не отлично от Кришны, Верховной Личности Бога, и, кто бы ни воспевал его без оскорблений, Кришна тотчас лично является на языке этого человека. Поэтому преданный говорит: “Какой толк от всего лишь одного языка? Я хочу иметь миллионы языков. И какой толк от всего лишь двух глаз? С их помощью я могу охватить слишком малую часть трансцендентной природы Кришны. Я хочу иметь миллионы глаз”.

Как подчеркивается в “Брихат-Нарадия пуране”, воспевание святого имени не только чрезвычайно могущественный, но и наиболее подходящий для Кали-юги * //Кали-юга – “век раздоров”; последняя из четырех циклически сменяющих друг друга эпох. Кали-юга началась около пяти тысяч лет назад; она характеризуется постепенной деградацией человеческой цивилизации.// способ обретения духовного знания.

Это подтверждается и в “Кали-сантарана Упанишаде”, где приводится диалог между Нарадой Муни и Господом Брахмой. Эта беседа произошла в начале Кали-юги.

“Нарада Муни спросил Брахму: “Как падшим спастись в Кали-югу?”

Брахма ответил: “Воистину, это тайна, сокрытая в текстах ведических писаний. Человек, познавший ее, сможет переправиться через океан страданий Кали-юги. Чтобы обрести чистоту, следует воспевать святые имена Верховной Личности Бога, Нараяны”.

Выслушав Брахму, Нарада Муни спросил: “Что же это за имена?”

Брахма ответил: “Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Эти шестнадцать слов, состоящие из тридцати двух слогов – единственный способ противостоять разрушительному воздействию Кали-юги. Изучив все Веды, я не нашел иного способа. Маха-мантра, состоящая из шестнадцати слов, уничтожает грубые и тонкие материальные оболочки дживы*. //Джива, дживатма – вечная, индивидуальная душа.// Всевышний Господь, Шри Кришна, явится перед душой, взывающей к Нему, подобно сверкающему солнцу, пробившемуся сквозь тучи”.* //“Кали-сантарана Упанишада” 2-7; цитируется в “Чайтанья-чаритамрите” Ади 3.40, комментарий. //

Шрила Санатана Госвами описывает воздействие святого имени следующим образом: “Слава, слава всеблагому святому имени Кришны! Оно побуждает преданных забыть религиозные обязанности, сосредоточенную медитацию и ритуальное поклонение. Если человек хотя бы раз произнесет святое имя Господа, оно дарует ему освобождение. Святое имя Кришны – божественный нектар. Оно – моя жизнь и мое единственное богатство”.* // “Брихад-бхагаватамрита”, 1.9; цитируется в “Чайтанья-чаритамрите”, Антья 4.71, комментарий. //

В “Брихад-Вишнупуране” утверждается следующее: “Воспевая святое имя Хари, греш ник избавляется от большего количества грехов, чем он способен совершить за всю свою жизнь”.* // цитируется в “Шримад Бхагаватам”, 6.2.7, комментарий. //

Святое имя проявляет свое могущество даже тогда, когда произносится неосознанно или ненамеренно. Этот момент прекрасно иллюстрирует история о мусульманине, у которого случилось сильное расстройство желудка от испорченного мяса. Он бросился в лес, чтобы справить нужду, однако после этого так ослабел, что не смог даже встать на ноги. За ним наблюдал дикий кабан, считавший человеческие испражнения деликатесом и с нетерпением ожидавший возможности полакомиться ими. В конце концов, не выдержав, он напал на беднягу и проткнул его своими клыками. Умирая, мусульманин вскрикнул: “Харама!”

Харама – это арабское слово, которое можно перевести как “проклятие”. В нем содержатся слоги святого имени “Рама”, поэтому мусульманин, случайно произнесший это слово, обрел мокшу.* // Мокша или мукти – избавление от страданий материального существования.// Таков результат неосознанного повторения святого имени. Исходя из этого, можно представить, насколько могущественно постоянное и осознанное воспевание святого имени.

В “Чайтанья-чаритамрите” сказано следующее: “Самым важным из девяти видов преданного служения является неустанное воспевание святого имени Господа. Если человек делает это, избегая оскорблений, он обретет сокровище любви к Богу”.* // “Чайтанья-чаритамрита”, Антья, 4.71. //

До тех пор, пока мы находимся на стадии нама-апарадхи или нама-бхасы,* // Нама-апарадха – стадия воспевания с оскорблениями. Нама-бхаса – “очистительная” стадия воспевания, на которой оскорбления постепенно сходят на нет.// воспевание не всегда будет приносить нам удовольствие. Тем не менее, продолжая воспевать святое имя, мы, несомненно, придем к соприкосновению с истинной природой Кришны. Шрила Рупа Госвами сравнивал трудности этого периода с состоянием человека, страдающего желтухой: “Святое имя, качества, игры и деяния Кришны трансцендентны и сладки, словно леденцы. Язык больного желтухой авидьи (невежества) не способен ощущать вкус сладкого, но если он будет внимательно повторять эти сладостные имена, к его языку вернется способность наслаждаться сладким вкусом, и со временем болезнь отступит”.* // “Упадешамрита” //

В “Брихад-вишну-сахасра-нама-стотре” перечисляется тысяча имен Вишну. Поскольку Господь имеет такое множество имен, может возникнуть вполне резонный вопрос о том, какое из них следует повторять. По этому поводу Господь Шива сказал своей супруге, Дурге, следующее: “Я повторяю святое имя Рама, безмерно наслаждаясь его прекрасным звучанием. Святое имя Рамачандры равноценно тысяче святых имен Господа Вишну”.

В “Брахманда пуране” утверждается следующее: “Благие плоды троекратного произнесения тысячи имен Вишну могут быть обретены одним упоминанием святого имени Кришны”.

Иными словами, имя Кришны в три раза могущественнее имени Рамы, а одно имя Рамы равноценно тысяче имен Вишну. Это дает нам некоторое представление о том, насколько могущественны имена Кришны и Рамы».

«Существует определенная связь между воспеванием святого имени и различными уровнями преданного служения. По тому, как вайшнав воспевает святое имя, можно распознать его духовный уровень. Господь Чайтанья объяснял это следующим образом: “Первоклассный вайшнав – тот, в присутствии которого другие начинают повторять имя Кришны, даже против своего желания”.* // “Чайтанья-чаритамрита”, Мадхья 16.74 // Шрила Прабхупада являлся вайшнавом наивысшего уровня, ибо по его милости очень многие люди обрели возможность воспевать святое имя Кришны.

Posted in Таинство повторения Маха-мантры.