Смысл святого имени

Считается оскорбительным давать произвольные толкования святому имени, поскольку верное толкование уже было дано священными писаниями и Шрилой Прабхупадой.

Харе Кришна маха-мантра состоит из тридцати двух слогов и трех различных имен: Харе, Кришна и Рама. “Кришна” переводится как “привлекательный для каждого”. Слог криш отображает аспект привлекательности Господа, а слог на происходит от слова ананда, которое переводится как “духовное блаженство”. Таким образом, святое имя Кришны символизирует как аспект привлекательности Господа, так и аспект Его наслаждения. В словаре “Нирукти” приводится следующее объяснение: слог криш может переводиться либо как “приводить”, либо как “все сущее”, а слог на означает “прекращение”. Таким образом, слово “Кришна” переводится также как “приводящий к Себе обусловленные души” и “разрывающий цепь рождений и смертей”.

“Рама” переводится как “духовное наслаждение”. Это имя Шри Баларамы, а также Шри Рамачандры.* //Баларама – первая экспансия Кришны; от Него берут начало все прочие экспансии и воплощения. Во Вриндаване Он являет себя как старший брат Кришны. Рамачандра – воплощение Кришны, низошедшее в материальный мир в трета-югу (вторую из четырех эпох). Он являл Собой пример идеального царя. В Индии люди поклоняются Ему и по сей день.//

Как-то в Хайдарабаде два санньяси из нашего движения поспорили между собой о том, к Балараме или к Рамачандре относится слово “Рама”. В конце концов они решили обратиться к Шриле Прабхупаде, чтобы узнать сиддханту (окончательный, не подлежащий сомнению вывод). Шрила Прабхупада ответил: “По мнению великих вайшнавов, между Баларамой и Рамачандрой не существует разницы, поскольку оба являются воплощениями Господа. Таким образом, слово “Рама” равным образом относится и к Балараме, и к Рамачандре”.

“Харе” – звательная форма слова “Хари”, имени Кришны, которое переводится как “дарующий освобождение”. Однако имя “Харе” может относиться и к другой личности. Когда Шукадева Госвами рассказывал “Шримад Бхагаватам”, он старался не произносить имени Радхарани* //Радхарани – вечная супруга Кришны. Она является воплощением внутренней энергии Кришны (хладини-шакти) и совершенной преданной Кришны. Кришне всегда поклоняются вместе со Шримати Радхарани.//, ибо как только эти два слога – ра-дха – касались его слуха, он сразу погружался в трансцендентный экстаз. Произнося имя Шримати Радхарани, лучшей из всех гопи* //Гопи – пастушка. В данном случае имеются в виду юные дочери обитателей Вриндавана, которые разделяют с Кришной чувство супружеской любви (мадхурья-раса). Шри Чайтанья Махапрабху объявил их самыми возвышенными преданными Господа.//, Шукадева Госвами так погружался в мысли о Ней, что был не в состоянии продолжать беседу. Поэтому он только однажды упомянул слово арадхитах, к оторое переводится как “гопи, которая лучше всех служит Кришне”. Это единственное упоминание о Шримати Радхарани в “Шримад Бхагаватам”.* //“Шримад Бхагаватам”, 10.30.28; //

Шукадева Госвами никогда не произносил имя Радхи, поскольку, в противном случае, он не смог бы завершить свой рассказ, обращенный к Махарадже Парикшиту. Хара – это одно из имен Радхарани, а слово Харе – звательный падеж этого имени. Итак, слово “Харе” может равным образом относиться и к Господу Хари, и к Шримати Радхарани.

В заключение следует сказать, что маха-мантра олицетворяет собой следующую молитву: “О энергия Кришны (Харе, Радхе), о Кришна, пожалуйста, займите меня преданным служением”. Слова “Харе Кришна” нужно рассматривать как обращение: “О мой Господь, о энергия Господа”. * //Лекция Шрилы Прабхупады в Бомбее 2.12.74//

Именно так объяснял смысл маха-мантры Шрила Прабхупада, и нам не следует выдумывать собственные толкования.* //Дальнейшее объяснение смысла маха-мантры приводится в главе 7.

Posted in Таинство повторения Маха-мантры.