Сосредоточение ума

Если мы хотим оживить свою гаятри-джапу, нам следует обратить особое внимание на состояние нашего ума. Это еще важнее, чем соблюдать внешние правила, изложенные выше. «Преданный — значит ум», — говорил Шрила Прабхупада:

«Быть преданным — значит использовать свой ум для Кришны и всегда придерживаться этого принципа. Таков преданный. Преданный — это не тот, у кого четыре руки или четыре ноги, нет. Рук и ног у него столько же. Но образ мыслей другой. В этом суть. Таков преданный. Преданный не зависит от страны, цвета кожи, религии, обстановки. Преданный — значит ум. Преданный — это тот, кто всегда думает о Кришне. Таково первое качество преданного. Ман-мана бхава мад-бхакто. Поэтому мы должны практиковаться»28.

Один из главных способов думать о Кришне состоит в том, чтобы во время чтения гаятри-мантр искренне пытаться погрузить ум в их смысл. Вот что советует Шрила Санатана Госвами:

«Следует одухотворить свой ум, отстранив его от объектов чувств и безмолвно размышляя над смыслом мантры. Если мантра остается в уме, а ум — в мантре (мантра и ум должны быть связаны между собой), повторяющему открываются свойства гаятри-джапы»29.

Пытаясь привести ум в нужное состояние, важно четко понимать, кому конкретно мы поклоняемся посредством мантр, и уделить Ему или Ей все свое внимание. В следующих двух главах мы постараемся глубже погрузиться в бескрайний океан смысла мантр, систематически изучив каждое их слово и каждый слог.

Увидеть цель

Как мы говорили в предыдущей главе, панчаратрика-видхи, путь предписаний, данных нам авторитетными учителями, очень полезен для нас. Но также очень важно понимать, какая цель стоит за всеми этими предписаниями. Все они предназначены для того, чтобы помочь нам помнить Кришну и никогда о Нем не забывать. По отношению к гаятри это значит, что мы должны поклоняться Кришне, который предстает здесь мантра-деватой. Если человек старается читать гаятри вовремя, Божество, повелевающее соответствующей сандхьей, довольное его искренней садханой, поможет ему направить мысли на Кришну. Тогда и Сам Кришна становится доволен нашей любовью и преданностью и помогает нам углубить смарану. Следующий стих объясняет, с каким умонастроением нам следует выполнять регламентированные действия, в том числе повторять гаятри:

смартавйах сататам вишнур висмартавйо на джату чит сарве видхи-нишедхах сйур этайор эва кинкарах

«Кришна — источник Господа Вишну. Следует всегда помнить о Нем и никогда Его не забывать. Все правила и запреты, упомянутые в шастрах, должны считаться слугами этих двух принципов»30.

Шрила Рупа Госвами называет приверженность правилам ради самих этих правил (а не ради того, чтобы помнить о Кришне) одним из препятствий, которые мешают бхакти11. Применительно к предмету нашего обсуждения это значит, что бездумное повторение гаятри (просто для того, чтобы похвастать своей строгой садханой) в конце концов окажется бесполезным, а может даже привести к обратному результату. Бездумное повторение не поможет нам стать ближе к Кришне.

В нашем разговоре о правильном умонастроении во время гаятри-джапы это очень важный момент. Как и в случае с другими видами преданного служения, повторение гаятри должно твердо основываться на верном представлении: мы должны знать, зачем и для кого мы ее повторяем.

Подготовка: молитвы бхута-шуддхи

Перед чтением гаятри-мантр очень полезно в молитвенном настроении повторить три замечательных стиха32. На первых порах нам, наверное, будет сложно каждый раз целиком произносить их, однако практика сделает свое дело и мы будем читать их регулярно. Эти молитвы призваны напомнить нам о нашем вечном духовном «я», поэтому их называют молитвами бхута-шуддхи.

Бхута означает «материальные элементы», а шудЬхи — «очищение». Бхута-шуддхи — это процесс, во время которого тело мысленно разбирается на составные элементы, после чего они складываются опять, но уже в очищенном, обновленном виде. Слово бхута также может относиться ко всему, что обладает бытием, в том числе и к любому живому существу. Поэтому выражение бхута-шуддхи можно перевести и как «очищение своего бытия». Для вайшнава процедура бхута-шуддхи и ее результат означают одно: возможность помнить о своей истинной, духовной природе. Когда мы свободны от влияния материи, мы осознаём свою духовную сущность, и это позволяет нам выполнять наше вечное служение Шри Кришне.

Тем, кто служит на алтаре, рекомендуют читать эти молитвы перед тем, как заходить в комнату Божества. Мы тоже можем извлечь благо из этих молитв, если будем читать их перед поклонением Божествам, повелевающим гаятри-мантрами. Эти молитвы помогают человеку сосредоточиться на том, что он — слуга вечных слуг Господа Кришны, поэтому повторять их нужно с желанием избавиться от телесных представлений о жизни. Такая практика быстро поможет нам отстраниться от материального сознания и укрепить свой ум в сознании Кришны.

Стих 1

«Я — вечный слуга Кришны. Однако моя несчастная судьба такова, что с незапамятных времен я питал к Нему вражду и потому отождествлял себя со своим телом. Из-за этого я попал в нескончаемый круговорот рождений и смертей в материальном мире и испытывал тройственные страдания. Но невообразимая удача улыбнулась мне. По милости духовного учителя мне удалось понять, что я — вечный слуга Кришны, индивидуальная душа, не имеющая ничего общего с грубой и тонкой материей. Теперь, благодаря указанию духовного учителя, я обрел счастливую возможность служить его лотосным стопам и, по его примеру, служить лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Шри Радхи- Шьямасу ндары»33.

Стих 2

нахам випро на на нара-патир наш ваишйо на шудро нахам варнй на на грха-патир но ванастхо йатир ва кинту продйан-никхила-парамананда-пурнамртйбдхер гопй-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах

«Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не домохозяин, не ванапрастха и не саннъяси. Я — слуга слуги слуги лотосных стоп Господа Шри Кришны, повелителя гопи. Он подобен океану нектара. Он — источник трансцендентного блаженства для всей вселенной. Бытие Его всегда исполнено великолепия»34.

СтихЗ

дивйам шрй-хари-мандира$хйа-тилакам кантхам сумаланвитам вакшах шрй-хари-нама-варна-субхагам шрй-кхан$а-липтам пунах путам сукшмам навамбарам вималатам нитйам вахантйм танум дхйайет шрй гуру-пада-падма-никатг севотсукам чатманах

«Следует мысленно представить себя сидящим у стоп духовного учителя. Нужно представить, что тело наше чисто и на нем нарядные новые одежды и чудесный тилак, что грудь наша отмечена святыми именами и умащена сандаловой пастой, а на шею надета гирлянда».

Posted in Гаятри-мантры.