Святое имя и гаятри-мантры

Все ведические писания воспевают возвышенную славу повторения святого имени, отводя такому повторению особую роль среди всех остальных видов практики преданного служения. Шри Чайтанья Махапрабху даже сказал однажды, что, просто повторяя святое имя, человек может достичь совершенства во всех девяти методах преданного служения20. Зачем в таком случае нужны гаятри-мантры1.

Они нужны нам потому, что наивысшего результата преданного служения — кришна-премы — можно достичь, только если повторять святое имя без оскорблений. Являясь совершенным учителем, Верховный Господь в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, играя роль обусловленной души, дает нам следующие наставления:

намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис татрарпита нийамитах смаране на калах этадрши тава крпа бхагаван мамапи дурдаивам идршам ихаджани нанурагах

«Дорогой Господь, хотя Ты проливаешь милость на падшие обусловленные души, обучая их повторять Твои святые имена и не требуя ничего взамен, я настолько неудачлив, что наношу оскорбления этим именам и поэтому не чувствую к ним никакого влечения»21.

Поскольку обычные обусловленные души целиком покрыты практически непроницаемой пеленой анартх, материальных желаний и оскорблений, они не могут повторять святое имя чисто. В лучшем случае они повторяют намабхасу, при помощи которой достигают поразительных результатов, в том числе избавления от последствий своих грехов. Но конечной цели повторения святого имени — премы — они не достигают. Премы невозможно достичь до тех пор, пока сознание наше во время повторения маха-мантры не будет полностью чисто (шуддха-нама). А чтобы обрести способность повторять шуддха-наму, нужно полностью искоренить все анартхи и развить в своем сердце твердую привязанность к преданному служению Господу.

Чтобы помочь нам в этом, милостивые ачарьи дали нам поклонение Божествам, а для правильного поклонения необходимы гаятри-мантры. Поклонение Божествам — могущественный способ очистить сердце. Поэтому преданным настоятельно рекомендуется пройти второе посвящение, получить гаятри-мантры и приступить к арчане, следуя необходимым правилам и предписаниям, чтобы поклоняться Господу должным образом. Шрила Прабхупада объясняет, каким образом мантра-дикша помогает нам повторять святое имя:

«Произнося святое имя, можно возвыситься до любви к Богу. Возникает вопрос: а зачем тогда получать посвящение (мантра-дикшу)? Ответ заключается в том, что, просто произнося святое имя, человек, несомненно, может обрести духовное совершенство, любовь к Богу, но, пока у него есть материальное тело, он все же подвержен осквернению. Именно поэтому для преданного очень большое значение имеет арчана-видхи»22.

Арчана-видхи, то есть поклонение Божествам в сочетании с повторением гаятри-мантр, возвышает садхаку до уровня саттва-гуны, чистоты. С уровня чистоты продвигаться дальше гораздо легче. Поклонение Божествам помогает человеку, идущему по духовному пути, избавиться от беспокойств, причиняемых низшими гунами природы. Благодаря этому он сможет пробиться сквозь пелену майи и вспомнить свое изначальное духовное положение вечного слуги Господа.

Поэтому Шрила Прабхупада просил своих учеников, получивших посвящение в повторение гаятри-мантр, приходить в храм и поклоняться Божеству. Это помогает укрепить наши взаимоотношения с Господом. Когда повторение мантр и поклонение Божеству достигают зрелости, у преданных действительно развиваются свои, особые взаимоотношения с Кришной. Так происходит, поскольку в мантре заложена дивья-гьяна, трансцендентное знание о форме Господа. Именно благодаря ее силе у человека пробуждаются его особые взаимоотношения с Господом.

Подведем итоги. Одна из главных функций мантра-дикши состоит в том, чтобы наделить ученика способностью поклоняться Божеству Господа и таким образом побороть анартхи, живущие в сердце. Но есть и непосредственная связь между гаятри-мантрами и святым именем. Когда Шри Чайтанья Махапрабху беседовал с великим главой майявади Пракашанандой Сарасвати, Он объяснил ему зависимость мантры и намы друг от друга. Он выразил это в короткой формуле:

кршна-мантра хайте хабе самсара-мочана кршна-нама хайте пабе кршнера чарана

«Повторяя кришна-мантру (гопала-гаятри), можно избавиться от пут материального бытия (самсары). Тот же, кто повторяет кришна-наму (святое имя Кришны, или маха-мантру Харе Кришна), достигнет лотосных стоп Кришны»23.

Иными словами, кришна-мантра и кришна-нама действуют в тесном сотрудничестве друг с другом, чтобы привести преданного к лотосным стопам Кришны. В этом деле у каждой из них свои функции. Однако можно взглянуть на них и с другой точки зрения, при которой различия между намой и мантрой нет: хотя посвящение в харинаму и мантра-дикша — два самостоятельных обряда, как правило, их проводит один и тот же гуру. То есть дикша-гуру и нама-гуру (духовный учитель, который посвящает преданного в повторение харинамы) обычно один и тот же человек. Бхактивинода Тхакур утверждает:

«Нама-гуру объясняет ученику духовную науку о святом имени и раскрывает его сокровенную природу. Как правило, дикша-гуру также становится и нама-гуру, а дикша-мантра в действительности есть святое имя.

Мантра утрачивает смысл и цель, если проводить различие между ней и святым именем. Повторяя святое имя Господа, мы тем самым повторяем и мантру»24.

Но с абсолютной точки зрения нама всегда выше мантры. Шрила Джива Госвами объясняет, почему:

нану бхагаван-наматмака эва мантрах, татра вишешена намах-шабдадй-аламкртах шрй-бхагавата шрймад-ршибхиш нахита-шакти-вигиешах, шрй-бхагавата саман атма-самбандха-вишеша-пратипадакаш на татра кевалани шрй-бхагаван-наманй апи нирапекшанй эва парама-пурушартха-пхала-парйанта-дана-самартхани

«Хотя мантры состоят из имен Верховного Господа, они отличаются от намы, поскольку включают в себя также слово намах или сваха. Свои особые силы они получают от риши или Самого Господа. Но святые имена Господа, будучи независимы, могут сами даровать кришна-прему. Таким образом, лучше повторять имена Кришны, чем мантры»25.

Хотя повторение святых имен Господа — наилучший способ достичь духовного совершенства, при этом и гаятри-мантры имеют огромное значение в жизни преданного-ученика. Во-первых, они обладают огромным могуществом, которое позволяет им освобождать человека от материальной обусловленности, таким образом наделяя его способностью повторять святое имя чисто. Но еще важнее то, что они концентрируют внимание преданного на Кришне. Как уже говорилось, эти духовные мантры неотличны от Божеств, повелевающих ими. Следуя обету ежедневно по три раза с должным вниманием повторять гаятри-мантры, можно снискать милость этих Божеств. А снискав Их милость, человек начнет осознавать Их трансцендентный облик. Шрила Прабхупада говорит:

«Наши нынешние чувства созданы из материальных элементов и потому не способны в совершенстве познать трансцендентный облик Господа Вишну. Поэтому люди поклоняются Его звуковому образу с помощью трансцендентного метода произнесения мантр… Наши изначальные духовные чувства, способные воспринимать трансцендентную форму вечного блаженства и знания, можно оживить повторением священных мантр, или трансцендентных звуковых образов… Постепенно это приблизит нас к Господу»26.

Следует задуматься о могуществе, которое заложено в ежедневной медитации на разные формы Господа, присутствующие в этих мантрах. А также о том, что Господь бросает Свой милостивый взор на любого искреннего садхаку, который пытается поклоняться Ему, правильно произнося божественные гаятри-мантры. Когда-нибудь Господь, несомненно, будет рад раскрыть этому садхаке их отношения, а также поведать ему о делах и служении, которые ему или ей следует совершать. В конце концов Господь наградит эту страждущую душу любовью к Богу.

Особенно хорошо прогоняют материальную скверну биджа-мантры, особые слоги-«семена», присутствующие в гаятри, — они действуют как своего рода «звуковые молнии». Кроме того, они наделяют нас способностью без оскорблений повторять маха-мантру Харе Кришна. Лишь тогда, когда мы будем повторять святые имена Кришны без оскорблений, эти имена принесут свой трансцендентный плод. Нам следует с воодушевлением воспользоваться этой помощью.

Posted in Гаятри-мантры.