Типы мантр

Типы мантр

Существует 5 типов мантр. Первый тип мантр – это Дхьяна-мантры. Это мантры медитационные, предназначены для определённых медитаций. И, в основном, эти мантры используют, чтобы вызвать определённый образ в уме. То есть, человек произносит такую мантру, медитирует и в уме эта мантра помогает ему сконцентрироваться на изображении Бога. Человек медитирует на образ Бога.

Следующий тип мантр – это Биджа-мантры. Биджа – это значит семя. Как мы знаем, из семени что-то обычно вырастает. И эти биджа-мантры – это начало всех ведических мантр. Та мантра, которая раскрывает мантру основную, которая является ключиком к дверке. Это такие мантры, как «ОМ», «ШРАУМ», «ХРИМ», «ХРУМ».

Следующий тип мантр – это Стути. Их также называют Стотры. Эти мантры, в основном, произносят в храмах, для того, чтобы как-то прославить Бога, прославить его имя, его деяния, его могущество. Стути и стотры.

Следующие – это пранама-мантры. Пранама – это имя. В основном, это мантры, с помощью которых поклоняются. Например, кто-то кланяется в храме и начинает молитву читать. Это называется пранама. Она тоже прославляет Бога, но, в основном, в молитвенной форме. Пранама-мантры читаются также духовному учителю.

Гаятри-мантры – это самые главные мантры, которые даются не всем, а только самым одарённым в духовной жизни. Это секретные мантры, которые духовный учитель даёт своему опытному ученику для того, чтобы тот смог очень быстро подняться на духовную платформу. Говорится, что с помощью гаятри-мантры можно достичь духовного мира. В основном, в Индии большинство этих мантр передавались секретно. Чтобы никто их не узнал, не услышал, только самые искренние смогли их получить. В принципе, все остальные были не готовы к восприятию таких мантр. Говорится, что если гаятри-мантры читаются без позволения духовного учителя, то они практически не действуют. Поэтому, прежде чем читать Гаятри-мантры, нужно иметь духовного учителя, который также имеет своего духовного учителя. А тот учитель тоже имеет своего духовного учителя. И так передаётся это знание.

Был один раз такой интересный случай. Однажды, жил такой великий Гуру и у него был ученик, который много лет служил ему верой и правдой. И когда духовный учитель был удовлетворён, то он сказал: «Я открою тебе секретную мантру. С помощью этой секретной мантры ты можешь достичь высшего счастья и вернуться обратно к Богу». Но только ты не должен никому её говорить. Ни один человек не должен услышать. В противном случае, ты попадёшь не туда, а в ад. И знаете, что сделал этот человек, этот ученик? Он пошёл на базарную площадь и стал всем кричать эту мантру. Он стал всем говорить: «Получайте эту мантру, повторяйте её и освобождайтесь». И когда его учитель узнал об этом, то он страшно разгневался. Он прибежал и сказал: «Я проклинаю тебя. Ты попадёшь в ад». И тогда ученик сказал: «Ради бога, я попаду в ад. Зато все эти люди попадут в духовный мир». И когда учитель услышал об этом, то он сказал своему ученику: «На самом деле ты превзошел меня. На самом деле он думал ни о своём благе, а о благе всех людей». В принципе, Иисус Христос тоже самое проделал. Ради всех живых существ во всей Вселенной он пошёл на такие жертвы. Это такая интересная история, которая был в прошлом. Это история о том, что человек может получить гораздо больше блага, если он будет заботиться о благе других, нежели чем о своём благе. И это можно тоже на практике применять. В основном, мы думаем только о себе. Ничего хорошего в этом нет, каждый человек думает только о себе. Так очень тяжело жить. С тобой что-то случилось, а каждый думает только о себе. Пока мы кому-то нужны, то мы нужны. Стоит только попасть в инвалидное кресло, то мы будем сидеть у себя дома и никому мы больше не будем нужны. Это принцип заботы только о себе.

Существуют три типа мантр: ведические, пуранические и тантрические. В основном, гаятри-мантры все ведические. Если гаятри-мантру кто-то придумал, то это уже не ведическая мантра.

Ведические мантры – это те мантры, которые изначально исходят из Вед. Практически все ведические мантры – это вибрации духовного мира. Они снизошли непосредственно из духовного мира.

Следующий тип – это пуранические мантры. Пурана буквально означает история, исторические хроники. Пуранические мантры – это исторические хроники того, что было в прошлом. Существуют изначальные пураны, они тоже изошли из духовного мира. Но, в основном, Пураны составлены мудрецами, в основном они составлены Вьясадевой. Вьясадева – это реинкарнация Бога, который пришёл, разделил изначальную Веду на 4 Веды. Яджур, Адхарва, Сама и Ригведа. Такие 4 Веды для различных классов людей. И также написал Пураны. Пураны – это то, что было раньше. О нашем прошлом можно узнать из Пуран. О нашем будущем можно узнать тоже из Пуран. «Бхавишья-Пурана» говорит о будущем. Пуранические мантры тоже очень могущественные. Тоже написаны на санскрите и эти мантры может повторять любой человек, на любой лад, строгих правил нет. На любой мотив.

Также существуют тантрические мантры. Их очень много. В основном, они предназначены для того, чтобы что-то получить. Мы делаем определённый обряд, читаем мантры и каждая мантра служит для определённого желания нашего. В принципе, сейчас под словом тантра подразумевают занятия сексом. Или обряды, связанные с мадху, с вином. Обряды связанные с митхуна, то есть сексом, с мамсой, с мясом, с кровью. Или для достижения определённых способностей, мистических совершенств. Это тантрические мантры. Тантра обозначает – «тра» – освобождать, а не обуславливать, а «тан» – обряд, какое-то действие. И изначально тантру использовали для того, чтобы поклоняться в храмах различными способами. То есть делался какой-то обряд. В принципе, обряд есть тантра. И когда читается в этом обряде ещё какие-то молитвы, то есть мантры, то это называется тантрические мантры.

Мантры могут быть разделены ещё на три группы. В них могут входить мантры в соответствии с качествами или гунами: это саттвические мантры. Сатвические мантры предназначены для того, чтобы помочь другим. Они предназначены на благое дело. Те, которые очищают нашу карму, постепенно поднимают.

Есть мантры раджастичные. Это мантры в страсти. Это те мантры, с помощью которых человек может что-то получить. То есть страсть означает «Я что-то хочу». Эти мантры находятся на этом уровне и плоды от повторения этих мантр временны. Как только человек получил, то всё – это плод и больше ничего не получает. Высшего блага он не получает. Эти мантры используются, чтобы обрести какое-то потомство. Если человек хочет обрести потомство, чтобы правильно их воспитать, то это хорошо, это приветствуется.

Также существуют тамасичные мантры. Или мантры, находящиеся в невежестве. Эти мантры читают для того, чтобы проклинать, для того, чтобы делать чёрные обряды, сглазить, навести порчу. Даже те мантры, которые предназначены, чтобы умилостивить духов – тоже тамасичные.

Мы будем больше изучать ведические мантры, могущественные мантры.

Некоторые буддийские мантры всё-таки произошли из Вед. Сам по себе буддизм вышел из ведической традиции. Это уже буддийские мантры, четвёртый тип. Существует пятый тип мантр. Христианские мантры, мусульмвнские мантры тоже существуют. Но, в основном, мы будем говорить о ведических мантрах, я не знаток мусульманства, не очень специализируюсь в христианстве. Буддизм чуть-чуть знаю, на начальном уровне.

Пуранические мантры не важно как произносить, их на любой мотив можно произносить с любой ритмикой. А что касается произнесения ведических мантр и тантрических, некоторые тантрические мантры нужно произносить правильным образом. Ведические мантры тоже нужно произносить с определённой тональностью, с определённым ударением, с определённой мелодией. И, в принципе, если неправильно произнести ведическую мантру, то эффект может быть противоположный.

Был такой интересный случай. Однажды браманы совершали жертвоприношение, чтобы сделать такого демона, чтобы тот уничтожил их врагов, которые нападали на них. И они ошиблись ударением, этот демон появился, но стал врагом их. Поэтому ведические мантры читают квалифицированные личности, которые с детства обучаются, как это делать. Никто из нас не может правильно произносить ведические мантры. Мы можем произносить их как угодно, они просто не будут действовать. Ни плохого результата, ни хорошего, потому что, чтобы получить даже плохой результат, нужно обладать огромной силой. Где-то 150 лет назад в Джайпуре один царь устроил жертвоприношение, куда пригласил браманов, то есть священников, которые его делают. И на этом жертвоприношении они с помощью ведических мантр могли зажигать огонь, читают мантру и зажигается огонь, без спичек. Без этого жертвоприношение будет недействительным. И спичками его никто не зажигает. Тантрические мантры то же самое. Тантрические мантры принадлежат всё-таки к двум категориям. Те, которым нужно тоже строгое повторение и те, которые можно читать, но знать, какой смысл. С тех пор, а это было 150 лет назад, как это браман зажёг огонь с помощью мантры, в Индии нет официальных данных, что такое повторялось. То есть были такие личности, которые это могли делать и сейчас наверняка есть, но они это никому не показывают. Все в Индии знают эти мантры, но никто зажечь не может.

Ещё существуют ведические мантры, которые принадлежат Богу. То есть имена Бога в ведических мантрах тоже есть, например Нараяна, Вишну. Эти мантры сошли непосредственно с духовного мира. Они относятся непосредственно к именам Бога, их тоже можно повторять как угодно. В принципе, Будда отверг ведические писания, он сказал, что всё это ерунда. Главное – это ахимса. Рудра-сампрадая или сампрадая-Шива принадлежит к авторитетному течению, это можно сказать, что тоже ведическая культура, с самого начала она была. Индуизм – огромнейшая религия, Индия – это страна, где больше всего религий, сколько угодно религий. Больше, чем на всей планете существует религий, очень много различных верований. Но, в основном, существуют авторитетных несколько течений, то есть несколько сампрадай. Это Рудра-сампрадай или Шива-сампрадая, Лакшми-сампрадая, Нимбарка-сампрадая и вайшнавская сампрадайя. Эти четыре сампрадайи авторитетны, и они не искажают ведическое знание. И с этих сампрадай есть много различных разветвлений, которые что-то добавляют, что-то убавляют. Некоторые говорят одно, некоторые говорят другое. Из этих разветвлений ещё появляются разветвления. Если мы следуем парампаре, вот этой традиции полностью и не придумываем что-то, то это авторитетно. Все остальные люди в основном домысливают что-то, говорят о чём-то. Все эти сампрадайи подтверждают все свои знания своими авторитетными писаниями. То есть их можно проверить очень легко. Они говорят вам какую-то свою философию, вы можете сразу же понять, принадлежат ли они к этой сампрадайи или нет. Знание идёт от учителя к ученику без искажений. Это система парампары авторитетных гуру.

Posted in Философия практики Мантра-йоги.