Тождество Брахма-гайатри

Глава вторая
БРАХМА ГАЙАТРИ

Тождество Брахма-гайатри

«Из гимнов Сама Веды Я — Брихат-сама и из поэзии Я — Гайатри. Из месяцев Я — маргаширша (ноябрь-декабрь) и из времен года Я — цветущая весна.» (Бг 10.35)

«В ведической литературе объясняется, что звуковая вибрация, возвышающая человека над ментальными измышлениями, называется Гайатри.» (УГЧ гл. 31)

«Мантру гайатри можно найти в первом стихе Шримад Бхагаватам. Поскольку мантра Гайатри специально предназначена для постижения Бога, она представляет Всевышнего Господа. Гайатри считается звуковой инкарнацией брахмана». (БГ 10.35к.)

Все двиджи и брахманы независимо от того, к какой секте они принадлежат, читают Брахма-гайатри. Конечно, они рассматривают значение мантры по-разному, в зависимости от своих догматов. В писаниях провозглашается, что Брахма-гайатри является матерью Вед. Древняя ведическая традиция предписывает чтение Брахма-гайатри как сандхйа-ванданам, естественный ежедневный ритуал поклонения главным Божествам трех периодов времени. Брахма-гайатри называется сурйа-гайатри или савитри-гайатри, поскольку она относится к Савитур, богу солнца, контролирующего три планетарные системы (бхур, бхувах, свах). Хотя, с одной стороны, Брахма-гайатри относится к Солнцу, которое является видимым проявлением божественной силы Кришны, в действительности, она представляет собою медитацию на Кришну, величайшего Савитур, главного и единственного господина всего космического проявления. Шри Джива Госвами и другие Гаудия ачарйи объясняют, что Брахма-гайатри представляет собою медитацию на Вишну — творца, хранителя и разрушителя вселенной, который располагается как почитаемое Божество на Солнце и именуется Сурйа-Нарайана.

«Брахма-гайатри — это стих, состоящий из звуков. Эти звуки неотличны от личности Гайатри Деви, спутницы Господа Вишну. Ее также зовут Лакшми, Сарасвати, Савитри и Сандхйа. Преданный, медитирующий на Брахма-гайатри, поклоняется Гайатри Деви и призывает ее с планеты Солнце в свое сердце. Поклоняясь, таким образом, садхака получает с ее стороны милость и помощь в достижении Господа Вишну.

«Вишну располагается на планете Солнце и также в сердце как объект медитации в мантре Гайатри. Брахма-гайатри избавляет от вожделения и очищает ум. По милости энергии Господа садхака обретает способность преодолеть невежество и осознать Вишну. В Брахма-гайатри о Вишну говорится как о Верховном Господе, а об индивидуальных дживах — как о вечных слугах Господа.

«Брахма-гайатри не отлична от энергии Господа; это звуковое воплощение его потенции или шакти. Эта мантра представляет собою медитацию на Верховного Господа в Его функциональном аспекте как Господа всех энергий, творца, хранителя и разрушителя вселенной. Слог «гайа» означает «являть», а «три» — «суть трех Вед». Гайатри — это тот стих, который дает возможность увидеть Господа Вишну». (ХБВ)

Звуки Брахма-гайатри не отличны от личности Гайатри-деви, божественной спутницы и энергии Господа Вишну. Гайатри-деви зовется также Лакшми, Сарасвати, Сандхйа и Савитри. Очистившись посредством ачамана и дхйаны, чтец призывает Гайатридеви с планеты солнце в свое собственное сердце в процессе медитации на Брахма-гайатри, которая является формой поклонения Гайари-деви. По ее милости можно достичь Вишну. Три сандхйи (переходы в течение суток: от ночи ко дню, от первой половины дня ко второй, т.е. полдень, и ото дня к ночи) представляют Гайатри-деви в аспекте времени. Поэтому Гайатри-деви поклоняются, читая Брахмагайатри конкретно в это время.

Гайатри называется так, поскольку она поется (гайати) или распространяет славу Верховной Личности Бога и защищает (трайате) чтеца, фиксируя его ум на Господе. К Гайатри-деви обычно обращаются как к «матери Вед», в Шри Радхасахасра-нама стотре, Нарада Муни говорит: гайатри ведамата ча — «Шри Радха — это Гайатри-мантра и мать Вед». (Нарада-панчаратра)

Проявляясь только в материальном мире, Брахма-гайатри возвышает обусловленную душу до уровня очищения брахма-бхута. Гопала-мантра и Кама-гайатри, однако, вечно вибрируют в духовном мире. Большинство брахманов читают только Брахмагайатри, но брахманы Гаудия вайшнавы читают также Кама-гайатри. Господь Брахма услышал и Брахма-гайатри и Кама-гайатри, именно они были даны ему как Гайатри мантра, и произнес их обе. Брахма-гайатри сравнивается с зеленым манго. Когда повторяющий ее осознает ее полное значение, Брахма-гайатри предстает как Кама гайатри или спелый манго. Конечно, пока человек не обретет брахманические качества и не получит мантру, пройдя обряд посвящения у истинного духовного учителя, мантра не будет действовать или давать какой-либо результат. Осознание и конечное назначение, достигаемое благодаря повторению мантры, зависит исключительно от концепций, которых придерживается чтец. Это утверждается в Гопала-тапани Упанишад: «Человек, обладающий трансцендентальной мудростью, уверен в том, что камабиджа-мантра, клим и однослоговая мантра Ом — одно и то же. Тот, кто идет в Мадхура Пури и медитирует на Гопала, повторяя или «клим» или «Ом», достигает конечного назначения души после оставления настоящего материального тела». (ГУ т.59)

Традиционно женщинам не разрешалось читать ведические мантры (т.е. мантры, относящиеся к Шрути). А Брахма-гайатри можно найти в Риг-Веде, одной из изначальных Шрути. Им также не разрешается носить упавиту или посещать гурукулу. Но женщинам разрешается читать панчаратрика мантры и Гайатри (например, Гопаламантра, Кама-гайатри), поскольку на панчаратрика мантры нет таких ограничений.

Если традиция шастр запрещает давать Брахма-гайатри женщинам, почему Шрила Прабхупада сделал это в отношении квалифицированных учениц? Некоторые ачарйи заявляют, что хотя чтение Брахма-гайатри создает благоприятный эффект смягчения сердца мужчины, оно действует противоположным образом на женщину. Они говорят, что сердце женщины, мягкое по природе, становится жестким при повторении Брахма-гайатри. Видя, что у каждого западного человека жесткое сердце, Шрила Прабхупада все-таки давал Брахма-гайатри и мужчинам и женщинам, чтобы они могли смягчить свои сердца и затем предложить их нежную любовь Кишора-Кишори.

«В Агни Пуране говорится, что Гайатри должна рассматриваться как мантра, нераздельно связанная с Господом, который считается создателем, хранителем и разрушителем вселенной. В Агни Пуране указывается: «Гайатри имеет такое название, поскольку она поется (гайати) или являет ведические тексты, писания, божественный свет и жизненную силу. Она называется Савитри, дочерью Солнца, поскольку она обладает силой озарить или просветить разум. Поскольку речь представляет собою суть Солнца, она также называется Сарасвати.» (ТС)

Posted in Слава Гаятри-мантры.