Три категории духовных учителей

Существует три категории гуру. Дикша-гуру, инициирующий духовный учитель, дает своему ученику маха-мантру и гаятри-мантру* // Гаятри – мантра, получаемая при второй инициации.//(при брахманическом посвящении).

Шикша-гуру , учитель-наставник, дает духовные наставления.

К обоим гуру следует относиться с одинаковым почтением. Человек может иметь нескольких шикша-гуру, но лишь одного инициирующего духовного учителя. В качестве примера можно привести Кришнадаса Кавираджу Госвами, который в конце каждой главы “Шри Чайтанья-чаритамриты” предлагает поклоны нескольким духовным учителям. У него помимо одного дикша-гуру, у которого Кришнадас Кавираджа Госвами получил посвящение, было несколько шикша-гуру, которые приобщали его к духовной науке.

Третий вид гуру – особый. Ачарья-основатель в сампрадайе (цепи ученической преемственности) – это духовный учитель, сформулировавший основные положения учения, либо укрепивший и расширивший сампрадайю. Ачарья-основатель является шикша-гуру всей сампрадайи, это относится также и к следующим поколениям. Таким ачарьей-основателем и является Шрила Прабхупада.

В “Харинама-чинтамани” уникальность положения ачарьи-основателя описывается следующим образом: “Преданный должен понимать, что ачарья, сформулировавший философскую доктрину данной сампрадайи, является великим шикша-гуру всех последователей данной линии преемственности. Он является безусловным авторитетом для всех последователей. Учению, обоснованному основателем-ачарьей, должно выражаться особое почтение, сам он должен занимать самое высокое положение среди всех духовных учителей данной сампрадайи. Нужно строго следовать наставлениям и миссии ачарьи-основателя. Дикшу также следует принимать только в данной сампрадайе”.

В “Шри Чайтанья-мангале” Лочана дас Тхакур рассказывает следующую историю. Однажды Нарада Муни пришел во Вриндаван, чтобы встретиться с Чайтаньей Махапрабху, и увидел, как Господу Чайтанье Махапрабху с одной стороны поклонялась Шримати Радхарани со Своими спутницами, а с другой – Рукмини Махарани и ее спутницы из Двараки.* //Дварака – город, построенный Кришной на острове в океане. Там Он являл Свои развлечения как царь и супруг многочисленных прекрасных царевен //. Они готовили для Шри Чайтаньи Махапрабху пышную маха-абхишеку*//Абхишека – церемония омовения стоп почетному гостю (например, гуру). Маха означает “великая”.//.

Когда Нарада Муни выразил обеспокоенность за судьбу обусловленных душ, обитающих во вселенной четырехглавого Брахмы, Господь Чайтанья Махапрабху подозвал всех Своих служанок и сказал им: “Каждую эпоху Я являюсь в материальный мир, чтобы защитить праведников и восстановить религиозные принципы. Не понимая цели Моего прихода, невежественные люди продолжают грешить. Тот факт, что греховная деятельность охватывает весь мир, доставляет мне боль. Испытывая сострадание к живым существам, попавшим в плен Кали-юги, Я прихожу в этот мир.

О мои верные слуги, Я хочу, чтобы вы помогли Мне разрушить греховность века Кали. Взяв в руки могущественное оружие нама-санкиртаны, Я уничтожу материальные желания, живущие в сердцах людей.

Самые падшие грешники, а также обитатели далеких заблудших стран получат Мою милость. Я пошлю туда Своего сенапати-бхакту,* //сенапати-бхакта – “преданный-главнокомандующий”; преданный, наделенный особыми полномочиями, распространяющий движение санкиртаны по всему миру (сена – армия, пати – командующий.)//, чтобы он освободил их.

Я наполню всю вселенную Своей любовью, и в мире не останется страдания и скорби. Я буду дарить Свою экстатическую любовь полубогам и другим живым существам, как движущимся, так и неподвижным”.* // “Шри Чайтанья-мангала”, Сутра-кханда, 2//

Описание наделенного особым могуществом сенапати-бхакты со всей очевидностью относится к Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, основателю-ачарье Международного общества сознания Кришны (ИСККОН).

Шрила Прабхупада преподносил учение бхакти особым образом; его стиль проповеди, без сомнения, является уникальным. Он проповедовал, основываясь на наставлениях предшествующих ачарьев-учителей, извлекая наиболее существенные моменты из учений многочисленных сампрадай и самым подробным образом объясняя их; так миру была поведана духовная наука Вед. Кроме того, Шрила Прабхупада адаптировал древнее учение к современности, говоря на языке, который был понятен его аудитории.

Он посвящал в ведические мантры “падших млеччхов и яванов”, если они имели хоть малейшее желание приобщиться к духовным познаниям. Ранее на такой шаг не осмеливался никто. Кроме всего прочего, мы обязаны Шриле Прабхупаде тем, что и женщины, и мужчины сейчас могут жить в ашраме* //Ашрам – храм, где живут брахмачари.// и заниматься деятельностью, угодной Господу.

Шрила Прабхупада дал своим ученикам весьма ценные наставления относительно того, как защитить свою духовную жизнь. Он всегда делал акцент на регулярной духовой практике, особо подчеркивая важность воспевания святых имен Господа.

Необходимо неукоснительно следовать наставлениям ачарьи-основателя и сохранять верность его учению. Не следует черпать знания из каких-либо других источников, поскольку различия в подходе могут внести разлад в душу человека. Нужно принимать на веру слова шикша- и дикша-гуру, которые, в свою очередь, с верой следуют учению ачарьи-основателя».

Posted in Таинство повторения Маха-мантры.