Три категории вайшнавов

ТРИ КАТЕГОРИИ ВАЙШНАВОВ

Чтобы расширить тему и добиться предельной ясности в ее понимании, мы рассмотрим категории вайшнавов, упоминаемые в ведической литературе: Уттама-адхикари. Чистый преданный, который видит Кришну повсюду и сознает, что все сущее покоится на Нем. Смыслом его жизни является воспевание святого имени. Следует служить такому преданному и учиться у него.

Мадхьяма-адхикари. Преданный этой категории ценит преданных Господа и ищет их общества; он знает, что Кришна – Верховная Личность Бога, а живые существа – Его вечные слуги. Он испытывает сострадание к тем, кто находится в невежестве и избегает общества атеистов. Такой преданный очень дорог Кришне, поскольку неустанно проповедует славу Господа. Следует относиться к такому преданному, как к другу.

Каништха-адхикари. Преданного такого уровня называют вайшнава-прая, “почти вайшнав”, ибо он не является полноценным слугой Господа. Его вера слаба и неустойчива. Он поклоняется образу Господа, но не служит вайшнавам. Он воспевает святое имя на уровне намабхасы, и и ему следует выражать почтение в уме.* //см. “Нектар преданности”, гл.3, а также “Нектар наставлений”, текст 5.//

ВАЖНОСТЬ ОБЩЕНИЯ С ПРЕДАННЫМИ

Читатель может поинтересоваться: почему первым оскорблением святого имени является критика преданных? Почему отношение к преданным играет такую важную роль в процессе воспевания святого имени?

Дело в том, что сам Господь, Шри Кришна, присутствует в сердце чистого вайшнава вместе с бхакти (преданностью), хладини (энергией наслаждения) и самвит (энергией знания). Общаясь с чистым преданным, человек также обретает бхакти.

Я никогда не забуду, как впервые склонил свою непокорную голову перед Шрилой Прабхупадой. Это произошло в лондонском аэропорту, в два часа ночи; рейс задерживался, и я очень устал. В те дни у меня были серьезные трудности в храме и я нередко задумывался, стоит ли мне вообще общаться с преданными. У меня было много дурных привычек, и мою гордость часто задевали. Я подумал и пришел к выводу, что разумнее будет принять окончательное решение после встречи со Шрилой Прабхупадой.

Неожиданно я услышал возгласы: “Джая Прабхупада!” Еще не увидев его, я почувствовал, что происходит что-то необычное. Источником подобного ощущения мог быть только Шрила Прабхупада!

Когда он вышел из-за угла, мне показалось, будто тысячи солнц взошли одновременно – только так я могу описать то, что со мною происходило. Перед этим я решил, что буду смотреть на него не отрываясь, но в итоге я просто простерся перед ним на полу. Я вспомнил библейский “горящий терновый куст”, из которого явился Бог; на него не следовало смотреть, иначе человек мог ослепнуть.

Влияние Шрилы Прабхупады было таким сильным, что я по глупости стал подумывать о том, как обезопасить себя! В конце концов я осмелился взглянуть на его улыбающееся лицо, которое, казалось, говорило: “Как я рад тебя видеть!”. Остановившись рядом со мной, Шрила Прабхупада поприветствовал меня, и когда он прошел дальше, я поднялся с пола, уже понимая, что с прежней жизнью покончено навсегда. Я почувствовал, как энергия бхакти исходит из сердца чистого вайшнава.

В священных писаниях утверждается, что в материальном мире есть три вещи, помогающие обрести бхакти: остатки пищи чистого преданного, вода, которой омывали его стопы и пыль с его лотосоподобных стоп. Поэтому к этим вещам следует относиться с особым почтением. Итак, если человек сможет уловить эту энергию бхакти, сохранить ее в своем сердце и обрести веру в нее, Господь дарует ему высочайшее духовное блаженство. Есть также и весьма прагматичные причины для общения с преданными: вайшнавы напоминают нам о Кришне, рассказывая о Нем, служа Ему, вдохновляя нас, а иногда и поправляя. Иными словами, общение с искренними преданными помогает нам продвигаться по пути бхакти!

Posted in Таинство повторения Маха-мантры.