Три марга

Глава первая
ДИКША И УПАЙАНАМ

Три марга

Чтобы правильно понять предмет Гайатри мантр, необходимо понять термины — ведическая марга, панчаратрика-марга и бхагавата-марга.

Ведическая марга, включающая в себя такие ведические мантры как Брахма-гайатри, основана на четырех изначальных Ведах: Риг, Сама, Йаджур, и Атхарва. Каждая из этих Вед содержит четыре части:

1) Самхита — включает в себя набор всех стихов в данной Веде.

2) Брахманы — в них излагается история и эзотерическое значение мантр и жертвоприношений. Там также приводятся стихи из Самхит и некоторые подробности о совершении жертвоприношений. Брахманы описывают ритуалы и предназначены для домохозяев, живущих в деревне. Брахманы содержат суть знания, которое систематически разработано в Сутрах (т.е. Сраута, Грихийа, Дхарма). В Сраутах описываются основные обязательные ведические ритуалы, такие как ежедневная агни-хотра и большие публичные жертвоприношения. В Грихийах объясняются ритуалы, предназначенные для домохозяев, особое внимание уделяется самскарам. В Дхарма Сутрах объясняются обязанности, соответствующие системе варнаашрамы. Ману-самхита и другие Дхарма Шастры, объясняющие Дхарма Сутры, более доступны для обыкновенных людей. Все эти сутры и шастры составлены различными великими мудрецами, такими как Ману, Нарада и Йагйавалкйа. В этих писаниях рассказывается о том, как вести дела и также об основных принципах поддержания существования на чувственном или телесном уровне.

3) Аранйаки — в них говорится о скрытой цели всех Вед и Брахманов. Аранйаки и Брахманы похожи друг на друга, но в Аранйаках рассматриваются более эзотерические аспекты. В Аранйаках объясняется метафизическая основа ритуалов, описанных в Брахманах. Другими словами, в Брахманах рассказывается как выполнять ритуал, а в Аранйаках объясняется почему данный ритуал выполняется. Аранйаки изучались секретным образом в лесу. Считалось, что изучение этих писаний обыкновенными домохозяевами было небезопасно. Отсюда название Аранйака, что означает «лес».

4) Упанишады — в них дается философское значение стихов и ритуалов. Все Брахманы, Аранйаки и Упанишады основаны на Самхите.

Брахмачари главным образом изучает Самхиты. Грихастха в основном уделяет внимание Брахманам, которые содержат наставления как правильным, мирным образом действовать в материальном мире. Ванапрастха развивает отречение, изучая аранйаки, осмысливая тем самым деятельность, совершенную в течение всей своей жизни. Санйаси читает Упанишады с целью подняться на трансцендентный уровень и в конечном счете войти в духовный мир. Конечно, все ашрамы изучают все четыре части, но они уделяют особое внимание одной из четырех, в соответствии с потребностями их конкретного ашрама.

Ведическая марга является по своей сути благоприятным, благочестивым процессом, который становится трансцендентным на уровне Упанишад, в то время как панчаратрика-марга является полностью трансцендентальным процессом, на первом месте в котором стоит поклонение Божествам и практика садхана бхакти. «Панчаратрика-видхи очень упрощает вещи. Практика ведической видхи невозможна в этот век. Ведическая видхи означает, что человек должен родиться как сын брахмана и следовать семейной традиции. Тогда в соответствии с ведическими обрядами он может принять посвящение или получить священный шнур (упавита). Но панчаратрика-видхи специально предназначена для этого века. Любому, у кого есть небольшая склонность стать преданным, должна быть предоставлена возможность. Это особое благословение Господа Чайтанйи. Например, Харидаса Тхакура был рожден в мусульманской семье и все же Господь Чайтанйа сделал его намачарьей, авторитетным учителем в воспевании Харе Кришна.» ( ЛШП 27/12/69 )

Панчаратрика-марга, как и ведическая марга — древний путь самоосознания, существующий с незапамятных времен. В начале творения Господь Брахма услышал Веды от Шри Кришны. В то время из Маха-Вишну появились демоны Мадху и Кайтабха; они вошли в ум Брахмы и украли Веды. Кришна проявился тогда как инкарнация Хайагривы, чтобы убить Мадху и Кайтабху. Господь Брахма попросил Кришну снова обучить его Ведам, а точнее лишь их сути, поскольку опасался умереть в любой момент. В течение пяти (панча) ночей (ратри) Кришна обучил Господа Брахму сути Вед. Это знание стало известно как знание панчаратрика, система практической философии и процедур поклонения. Существует сотни Панчаратр. Нарада Панчаратра, например, была рассказана Господом Шивой Нараде Муни и позднее записана Вйасадевой. Хари-бхакти-виласа содержит суть этого знания панчаратрики.

Следование панчаратрика-марг, которое включает в себя поклонение Божествам и чтение Гайтри мантр, отстраняет человека от материального образа жизни и помогает закрепиться на духовном уровне до тех пор, пока благодаря процессу воспевания святого имени Кришны (нама-санкиртана) не пробудится любовь к Богу. Совершенство в панчаратрика-марге достигается когда ученик, по милости гуру, достигает сварупа-сиддхи (осознание своего вечного духовного тождества). В это время человек полностью осознает, что Божество неотлично от Верховной Личности Бога, Шри Кришны, и он поклоняется Верховной Личности Бога, служа Его преданным. Ведическая марга включает в себя Веданту, философию, основанную на Упанишадах. Суть Веданты — Шримад Бхагаватам, абсолютно чистое, трансцендентальное произведение. Шримад Бхагаватам описывает бхагавата-маргу как систему поклонения и деятельности, совершаемой теми, кто желает достичь Верховного Господа, следуя пути бхакти и нама-санкиртаны. Обусловленная душа, однако, не может полностью следовать бхагавата-маргу, поскольку сохраняет вкус к мирскому и склонность к удовлетворению чувств. Такая душа в основном все еще находится на материальной платформе. Панчаратрика-марга (включающая в себя чтение Гайатри и совершение пуджи) дает регуляции и очищает обусловленную душу от ее материальных склонностей, дает возможность закрепиться на трансцендентальном уровне и поддерживает в ней способность служить Господу. Данная марга помогает также душе совершенствовать свое воспевание Харе Кришна и постепенно прогрессировать в бхагавата-марга, которой она следует параллельно. Поэтому Бхагавата ачарьи рекомендуют следовать панчаратрика-марга и бхагавата-марга одновременно.

Posted in Слава Гаятри-мантры.