Три способа воспевания

Глава 2

НАМА-КИРТАНА

ВОСПЕВАНИЕ СВЯТОГО ИМЕНИ

ТРИ СПОСОБА ВОСПЕВАНИЯ

Согласно “Хари-бхакти-виласе”, существует три способа воспевания святого имени. Все они приносят разные результаты.

1.Манаса: спокойное воспевание святых имен в уме.

2. Упамса: тихое воспевание, при котором звуки мантры слышны только самому повторяющему. Типичным примером упамсы является чтение святых имен на джапа-мале. Шрила Прабхупада говорит, что повторение упамса предпочтительнее повторения в уме, ибо так легче сосредоточиться на звучании мантры.

“Ум современного человека преисполнен тревогами и беспокойством, и ему трудно сосредоточиться на звуках святого имени. Поэтому, воспевая святые имена, следует контролировать действия ума. Повторяя громко, вы, по крайней мере, слышите имя Господа и, благодаря этому, ваш ум обращается к Кришне. Это и есть медитация, концентрация ума на Всевышнем. Слыша имя Кришны, вы, конечно же, вспоминаете о Кришне, поскольку между Его именем и Им Самим нет разницы. Таким образом, вы тотчас приходите в соприкосновение с Кришной. Даже если вам вовсе не хочется этого, как только я произнесу “Кришна”, вы будете вынуждены общаться с Ним. Иными словами, один преданный вынуждает другого преданного помнить о Кришне. А какой толк в медитации? Скорее всего, во время нее человек будет думать о своем офисе, о своем доме, о своей собаке или кошке, только и всего”.* //Лекция, прочитанная 11.10.68 //

В “Хари-бхакти-виласе” утверждается следующее:

“Размышления о Господе Вишну могут избавить человека от греховных помыслов, но достичь столь возвышенного духовного уровня можно лишь путем огромных усилий. С другой стороны, повторять святое имя Господа может каждый”.* // “Хари-бхакти-виласа”, 11.453 (санскритская шлока на стр…) //

3. Вачик: громкое повторение святого имени, которое могут слышать окружающие. Примером такого повторения является киртан. Этот способ в сотни раз могущественнее упамсы, поскольку люди, которые слышат киртан, получают определенное духовное благо.

Известно, что Харидас Тхакур, великий учитель святого имени, повторял ежедневно сто девяносто два круга джапы. Шестьдесят четыре круга он повторял громко, столько же – тихим голосом, и оставшиеся шестьдесят четыре круга – в уме».

«В “Чайтанья-Бхагавате” рассказывается следующая история: “Местные смарта-брахманы* //Смарта-брахманы – кастовые брахманы, считающие, что критерием того, к какой касте относится человек, является его происхождение, а не те или иные качества. Однако подобные представления не соответствуют утверждениям священных писаний.// критиковали Харидаса Тхакура за громкое повторение джапы. Они говорили: “Харидас, зачем воспевать святые имена так громко? Писания рекомендуют повторять мантру в уме. Где сказано, что мантру следует произносить громко?”

Шрила Харидас смиренно ответил: “Произносить святые имена Господа громко следует потому, что оно очищает душу неизмеримо больше, чем любая другая форма поклонения. Я не припоминаю, чтобы в священных писаниях осуждалось громкое повторение святого имени; наоборот, в священных текстах описываются те блага, которые оно дарует. В одном из писаний сказано: “Громкое воспевание имени Господа Кришны намного превосходит повторение святого имени в уме”. “Почему ты решил, что громкое воспевание намного превосходит любой другой метод?” – настаивал сомневающийся брахман.

Харидас ответил: “О брахман, если живое существо, будь то человек, зверь или птица, слышит святое имя, исходящее из уст чистого преданного, после смерти оно отправляется прямо на Вайкунтху.* //Вайкунтха – “место, где нет тревог”; вечные планеты духовного мира.// В “Шримад-Бхагаватам” сказано: “О Ачьюта, тот, кто произносит Твое имя, очищает от материальной скверны всех, кто слышит его, включая самого себя”.* // “Шримад-Бхагаватам” 10.34.17:// Тот, кто повторяет святое имя про себя, очищает только себя, в то время как человек, произносящий имя Господа громко, освобождает всех, кто слышит его. Звук имени Господа благотворен для каждого”. Харидас Тхакур продолжал: “Поэтому в священных писаниях сказано, что громкое воспевание имени Господа в тысячу раз эффективнее любых других методов духовной практики. В “Нарадия пуране” утверждается следующее: “Тот, кто громко произносит имя Шри Хари, милосерднее того, кто привязан к джапе. Повторяющий джапу спасает только себя, в то время как тот, кто произносит святое имя громко, приносит освобождение и себе, и всем, кто слышит его”.* // “Чайтанья-Бхагавата”, глава 17//

Шрила Джива Госвами пишет в “Крама-сандарбхе”: “Имена Бога следует произносить громко”.

А Баладева Видьябхушана, автор “Ставамала-вибхушана-бхашьи”, утверждает следующее: “Сам Кришна танцует на языке того, кто громко повторяет маха-мантру”.

Святое имя, воспеваемое должным образом, возвышает человека над материей. Шрила Джаганнатха дас Бабаджи, духовный учитель Шрилы Бхактивиноды Тхакура, в старости был так слаб, что не мог ходить, и поэтому его носили в корзине. Но во время киртана он испытывал столь сильные эмоции, что выскакивал из корзины и без устали танцевал.

Этот пример доказывает, что святое имя Кришны может возвысить того, кто его воспевает, над физическим уровнем. Если преданные собираются вместе, они, как правило, воспевают святое имя. Святое имя – их жизнь; его воспевание доставляет им величайшую радость.

Posted in Таинство повторения Маха-мантры.