Три уровня постижения

Теперь рассмотрим один из важнейших внутренних аспектов гаятри-мантр — три уровня постижения: самбандху, абхидхею и прайоджану. Три этих уровня имеют отношение не только к гаятри-джапе. Умение разбираться в них — главное требование для всех, кто хочет глубже проникнуть в смысл Вед.

Три темы ведического образования

Ведическое духовное образование строится на основе трех главных тем:

1. Самбандха

Выражение самбандха-джнана (сам-бандха — «связь, отношение, соединение») переводится как «знание о самбандха-таттве» — взаимоотношениях между Верховным Господом (ишварой), живым существом (дживой) и материальной энергией (пракрити). Отождествление дживы с пракрити — временно и иллюзорно. Джива и пракрити вечно и неразрывно связаны с Верховным Господом, который является истинным объектом любви для дживы. Каждое живое существо — слуга Верховного Господа, а Он — единственный его повелитель. Такова наша самбандха в общих чертах. Однако на высших уровнях преданности самбандха становится более конкретной: в ней теперь учитывается наше особое отношение к Богу как к своему господину, другу, сыну или супругу.

И когда мы действительно начинаем общаться со Шри Кришной* самбандха навечно преобразуется в сварупа-сиддхи, наше неповто* римое изначальное «я», обретя которое мы вступаем в конкретные взаимоотношения с Господом в нашем вечном духовном теле.

2. Абхидхея

Слово абхидхейа обозначает способ, при помощи которого можно достичь высшей цели. Чаще всего оно относится к методу садхана-бхакти. Само это слово происходит из глагольного корня абхи-дха — «излагать, объяснять, обращаться». Шри Чайтанья Махапрабху говорит об этом Санатане Госвами:

абхидхейа-нама «6хакти «према» — прайоджана пурушартха-широмани према маха-дхана

«Преданное служение, или деятельность чувств, направленная на удовлетворение Господа (садхана), называется абхидхеей, поскольку с ее помощью можно развить изначальную любовь к Богу, которая является целью жизни»46.

В традиции Гаудия-вайшнавов самыми важными источниками знания об абхидхее являются «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами и «Хари-бхакти-виласа», составленная Гопалой Бхаттой Госвами и Санатаной Госвами.

3. Прайоджана

Словом прайоджана обозначают наивысшее благо и величайшее сокровище для всех живых существ — прему> чистую любовь к Кришне. Также этим словом называют исполненное любви преданное служение Ему. Само слово происходит от глагольного корня пра-йудж — «объединяться с чем-либо», «направлять ум», «вести».

Так называемые «традиционные» последователи Вед, говоря о цели человеческой жизни, рассматривают ее в рамках понятий дхармы, артхи, камы и мокши. Такова пурушартха — общепринятый путь совершенствования человека. Придерживаясь принципов религии (дхарма), человек обретает материальные блага (артха), которые позволяют ему испытать чувственные наслаждения (кама). В конечном итоге, если человек, осознав бессмысленность трех этих принципов, начинает стремиться к высшей цели, он может освободиться от оков материального существования (мокша).

Но истинная прайоджана находится гораздо выше дхармы, артхи, камы и мокши. Она относится непосредственно к чистому духовному бытию, в котором душа соединена любовью с Господом Кришной.

Самбандха, абхидхея и прайоджана — это главные темы, вокруг которых построено все ведическое образование. Это подтверждает Чайтанья Махапрабху:

веда-шастра кахе — «самбандха», «абхидхейа», «прайоджана» «кршна» — прапйа самбандха, «бхакти» — праптйера садхана

«В Ведах содержится информация о вечных взаимоотношениях живого существа с Кришной, которые называются самбандха. Когда живое существо осознаёт эти отношения и действует, исходя из них, это называется абхидхея. Возвращение домой, обратно к Богу, — это высшая цель жизни, называемая прайоджаной»*7.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дает интересные определения этим трем терминам:

1. Употребление всей нашей мудрости и сознания для обнаружения и постижения наших вечных взаимоотношений с Высшей Реальностью, а также знание о том, каким образом при посредстве этих центральных отношений с Истиной правильно, или гармонично, выстроить свои отношения со всем живым, называются самбандха-гьяной.

2. Следование регулирующим принципам ради достижения высшей цели жизни — наполненного чистейшим восторгом преданного служения Верховному Господу Шри Кришначандре — называется абхидхеей.

3. Вкушение в высшей степени блаженного нектарного плода своего подлинного преданного служения (према-бхакти) называется прайоджаной48.

Можно заметить, что самбандха, абхидхея и прайоджана — это главные составляющие истинного образования в любой области. Чтобы успешно заниматься той или иной деятельностью, нужно знать, как соотносятся между собой разные составляющие этой деятельности, а также понимать цель и методы, с помощью которых можно достичь этой цели. Что уж говорить о высшей деятельности и высшей цели для всех — об исполненном любви чистом преданном служении Бхагавану Шри Кришне? Как мы сейчас увидим, самбандха, абхидхея и прайоджана неразрывно связаны с гаятри-мантрами.

Posted in Гаятри-мантры.