Три вида вайшнава-апарадх

А как быть с критикой, которая помимо нашей воли возникает в уме? В “Шримад-Бхагаватам” утверждается, что в кали-югу оскорбления, совершенные в уме, не влекут за собой каких-либо последствий. Следует отметить, что существует три типа оскорблений: оскорбления, совершенные в уме, оскорбления словом и оскорбления действием.* // Эти виды оскорблений прекрасно иллюстрирует история Бхригу Муни, описанная в “Источнике вечного наслаждения”, глава 88.//

Следует отметить, что чаще всего оскорбления развиваются в уме, а позже реализуются на грубом плане. Иными словами, поначалу человек думает: “Ты – глупец!”; затем он говорит: “Ты – глупец!”; и, наконец, прождав в очереди в душ десять минут, выталкивает находящегося там. Так происходит эволюция оскорблений: сначала они рождаются в мыслях, затем озвучиваются словами и, наконец, выражаются действием.

“Сканда Пурана” предостерегает нас против оскорблений вайшнавов, совершенных в уме, словом и делом: “Дорогой царь, если человек насмехается над возвышенным преданным, он утрачивает плоды своих благочестивых поступков, богатство и репутацию. Все вайшнавы являются святыми; тот, кто оскорбляет их, попадет в ад Махараурава, куда вслед за ним последуют и его предки. Тот, кто убивает вайшнава, завидует вайшнаву или гневается на него, тот, кто не кланяется ему или не испытывает радости, видя его, несомненно попадет в ад”.* // цитируется в “Чайтанья-чаритамрите”, Мадхья, 15.261, комм. ( санскритская шлока на стр.243)//

В “Чайтанья-бхагавате” говорится: “Господь Чайтанья сказал: “Все живые существа, обитающие в бесчисленных вселенных – Мои вечные слуги. Поэтому любое живое существо, причиняющее вред другому живому существу, обречено на гибель. Даже санньяси, обидевший невиновного, падет и утратит все свое благочестие”.

Воздев к небу Свои прекрасные руки, Господь Чайтанья провозгласил: “Оставьте раздоры и воспевайте святые имена Господа : Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе! Я дарую освобождение каждому, кто повторяет имя Кришны, не критикуя при этом других”. Услышав эти слова Чайтаньи Махапрабху, преданные воскликнули: “Джая! Джая! Джая!”

Однако по милости Господа Чайтаньи первая категория оскорблений – оскорбления, совершенные в уме, – не принимается в расчет. В расчет принимаются оскорбления, совершенные словом и действием. С другой стороны, если человек хорошо думает о преданных или о преданном служении, это учитывается; такова особая милость Господа Чайтаньи.

КАК УСТРАНИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ВАЙШНАВА-АПАРАДХ?

Если человек, ослепленный безумием, оскорбил преданного, он должен искренне раскаяться, подойти к оскорбленному им преданному и попросить о прощении. Преданные незлопамятны, они охотно прощают тех, кто нанес им оскорбление. В “Шримад-Бхагаватам” сказано: “Если преданному искренне кланяются, он чувствует себя обязанным”.

Если человек осознал, что неправильно отнесся к вайшнаву и оскорбил его, он должен извиниться перед человеком, которого обидел.

При этом следует помнить о причинах данной рекомендации: вайшнавы очень дороги Кришне и только по их милости можно духовно развиваться. Поэтому не следует откладывать раскаяние в долгий ящик, иначе можно совершить новые оскорбления, попав в порочный круг.

Вопросы

Каковы отличительные качества вайшнава?

Перечислите три вида оскорблений вайшнавов.

Почему ведические писания превозносят садху и рекомендуют общаться с ними?

Перечислите различные виды дурного общения.

Как избавиться от вайшнава-апарадх?

Назовите различные категории вайшнавов.

Posted in Таинство повторения Маха-мантры.