Учение Вед

«Основную идею ведической философии можно сформулировать в следующих тезисах:

Существует единый Всевышний Господь.

Он всемогущ и управляет всеми энергиями, как материальными, так и духовными.

Господь есть раса-мурти, источник всех рас (вкусов). Он вечно пребывает в Своей божественной обители и дарует блаженство всем живым существам.

Дживы (живые существа) – вечные, неотъемлемые частички Господа. Их количество огромно, они ничтожно малы, но обладают сознанием.

Некоторые дживы обитают во временных материальных вселенных, привлеченные иллюзорными наслаждениями.

Остальные дживы являются свободными; они поклоняются Кришне и живут вместе с Ним в духовном мире, наслаждаясь премой, чистой любовью к Богу.

Кришна един со Своими энергиями – материальной энергией, джива-энергией и энергиями духовного мира. Он един со Своей трансцендентной формой, именем, качествами, лилами, но вместе с тем он отрешен от всего (ачинтья-бхадабхеда-таттва).* //А-чинтья – непостижимое; бхеда – отдельный; а-бхеда – тождественный; таттва – истина. Эта доктрина была сформулирована Шри Чайтаньей Махапрабху.// В этом проявляется безграничное могущество Кришны.

Живое существо, понимающее принцип ачинтья-бхедабхеда-таттвы, считает себя вечным слугой Кришны. Живое существо является лишь лучом изначального солнца – Верховного Господа, который един с ним качественно, но отличается количественно.

В Ведах описывается процесс преданного служения (садхана-бхакти), подразделяющийся на вайдхи-бхакти, преданное служение, осуществляемое в соответствии с правилами и ограничениями, и рагануга-бхакти* //Вайдхи – деятельность, соответствующая видхи (правилам и ограничениям); рага-ануга – деятельность, соответствующая раге (духовным эмоциям).//, спонтанное преданное служение. Ниже перечисляются девять форм преданного служения, а также указываются имена преданных, в совершенстве освоивших эти формы деятельности.* //Их перечисляет великий преданный Прахлада Махараджа в разговоре со своим отцом Хираньякашипу; “Шримад-Бхагаватам” 75.23-24.//:

Шраванам – Слушание – Махараджа Парикшит

Киртанам – Прославление – Шукадева Госвами

Смаранам – Памятование – Прахлада Махараджа

Пада-севанам – Служение лотосоподобным стопам Господа – Лакшми Деви

Арчанам – Поклонение Божеству – Махараджа Притху

Ванданам – Вознесение молитв – Акрура

Дасьям – Служение Господу – Хануман

Сакхьям – Дружба с Господом – Арджуна

Атма-ниведанам – Полное предание себя Господу – Махараджа Бали

Совершенным примером того, как следует служить Господу, является деятельность Махараджи Амбариши.* // О его жизни рассказывается в “Шримад-Бхагаватам”, 9.4.18-20.//

Первые семь из девяти вышеперечисленных видов деятельности относятся к вайдхи-бхакти и утверждают самбандха-гьяну* //Объяснение терминов самбандха, абхидхея и прайоджана приводится на стр.96.// Последние два – сакхьям и атма-ниведанам – практикуются на стадии рагануга-бхакти и утверждают абхидхею и прайоджану*. Самый важный вид преданного служения – воспевание святых имен Господа.

Высшая цель дживы и ее изначальное положение – это према-бхакти, чистая любовь к Богу. Занимаясь преданным служением, живое существо обретает милость Шри Кришны и достигает уровня кришна-премы. Чистое преданное служение характеризуется наличием у преданного сильного желания служить Кришне с любовью. Возвышенный преданный лелеет свою любовь к Господу и преданность Ему, не удовлетворяясь ничем иным. Чистое преданное служение лишено стремления к материальным благам или познаниям. Веды рекомендуют взращивать преданное служение, обратившись к милости святого имени.

Эти девять пунктов обоснованы Ведами, которые считаются источником истинного знания.

Почему критика Вед является оскорблением святого имени?

У читателя может возникнуть вопрос: каким образом это оскорбление связано с воспеванием святого имени? Ответ прост: Веды провозглашают воспевание имени Господа средством достижения Верховной Личности Бога. Даже величайшие святые, обитающие в духовном мире, постоянно повторяют святое имя. И поскольку Веды считают воспевание святого имени самым важным методом духовной практики, человек, критикующий Веды, совершает серьезное оскорбление, ибо он критикует и святое имя.

Как следует применять знания, почерпнутые из Вед?

Смыслом всей ведической философии является чистое преданное служение, благодаря которому живое существо обретает любовь к Богу. Не следует делать акцент на второстепенных постулатах Вед там, где можно обратиться к их сути. В Ведах подчеркивается исключительность слога “ом”* //Ом – священный слог, который олицетворяет абсолютную истину// и святого имени. Воспевая святое имя Господа, живое существо достигает высших духовных сфер.

Как избавиться от последствий четвертого оскорбления?

Если человек критиковал ведические писания по неведению, он должен искренне раскаяться и поклониться писаниям. Он должен почтительно предложить “Шримад-Бхагаватам” и другим ведическим произведениям цветы и листья туласи. “Шримад-Бхагаватам” является литературным воплощением Кришны и может даровать безграничную милость тому, кто искренне раскаивается в совершенном оскорблении. Преданный должен обрести веру в то, что, следуя указаниям священных писаний, рассказывающих о славе Шри Бхагавана,* //Бхагаван – “наделенный всеми достоинствами”; Всевышний Господь, в полной мере обладающий шестью достоинствами: силой, славой, богатством, знаниями, красотой и отречением. (См. “Бхагавад-гиту”, 10.1, комм.)// можно достичь успеха в жизни. В “Бхагавад-гите” утверждается следующее : “Тот, кто отвергает данные в шастрах* //Шастры – священные писания.// наставления и действует по собственному разумению, не сможет достичь ни совершенства, ни счастья. Человек должен понять, в чем состоит его долг и что таковым не является. Ознакомившись с наставлениями священных писаний, он должен действовать в соответствии с ними”.* //“Бхагавад-гита”, 16.23-24//

Итак, мы должны следовать наставлениям священных писаний, которые рассказывают о славе Верховной Личности Бога. В “Шримад-Бхагаватам” приводится прекрасный пример, напоминающий нам о том, что не следует критиковать и другие священные писания – Библию, Коран или Талмуд: “Подобно тому, как пчела собирает нектар со всех цветов – и больших, и малых – разумный человек извлекает пользу из любых священных писаний”.* //Эти слова были произнесены святым брахманом-авадхутой в беседе с царем Яду; “Шримад-Бхагаватам”, 11.8.10.//

Вопросы

Кто такой ачарья-основатель?

Когда человек может получить посвящение?

Почему нельзя критиковать ведические писания? Как это оскорбление связано со святым именем?

Posted in Таинство повторения Маха-мантры.