Упанайанам и традиция Гаудия

В традиции Гаудия не много ссылок на упанайанам. В «Хари-бхакти-виласе» говорится, что в соответствии с правилами человек должен исполнять «сандхйи» Вед и «панчаратрики», то есть повторять Брахма-гайатри и другие гайатри «мантры». Господь Чайтанйа и Его последователи прошли «самскары» и получили упанайанам. В то время термином «упанайанам» обозначали только ведическую «мантру».

Другие мантры давались во время «панчаратрика-дикши», посвящения, когда ученик получал «мантры» не из «шрути» (такие, например, как Гопала-мантра и Кама-гайатри). В действительности, Гайатри, которые мы читаем, остаются более или менее мистическими, поскольку нигде ясно не говорится, что они являются частью «садханы». Они кажутся неотъемлемой частью «садханы», так как принадлежат к разряду дикша-мантр. Это объясняется тем, что повторение хари-нама мантр, если сравнивать его с повторением других мантр, считается практикой садханы. Гаудия вайшнавы уделяют несколько часов на воспевание Харе Кришна, тогда как в других сампрадайах есть только джапа садхана, подразумевающая повторение мантр Божествам и Гайатри и где, следовательно, отсутствует хари нама-санкиртана. Однако, поскольку в садхана бхакти включается дикша, мантры даются в любом случае. Предназначение мантр ясно. Гайатри мантры, читаемые трижды в день, предназначены для медитации, прославления и призывания милости Господа.

Из-за независимого желания контролировать и эксплуатировать материальную энергию, у обусловленной души есть склонность совершать грехи. Поэтому ей необходимо совершать панчаратрика самскары, которые помогут ей очистится от духа наслаждения, побуждающего ее совершать грех. Правила панчаратрики регулируют жизнь человека и дают ему внутреннюю силу и чистоту. Таким образом, все более приобщаясь к саттвическому образу жизни, практикующему будет более легко избежать греха.

Шесть Госвами Вриндавана следовали этому процессу панчаратрика дикши. До времен Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, духовные учителя давали только Харе Кришна маха-мантру и панчаратрика дикшу. Традиционно, юный брахман получал упанайанам от семейного гуру. Те, кто не были рождены в семье брахмана, были лишены этой возможности. Чтобы утвердить положение Гаудия вайшнавов и должное уважение к ним как к брахманам, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур давал упанайанам (при котором ученик получает Брахма-гайатри и брахманский шнур) всем преданным, независимо от их рождения. Чтобы дать необходимую подготовку всем классам Гаудия вайшнавов к брахманической инициации, он использовал систему панча-самскар (пять очистительных ритуалов, описанных в следующем параграфе).

«Существует три типа брахманов:

1) Двиджи — получившие при инициации Брахмагайатри, но лишенные ведического знания;

2) Випры — получившие при посвящении Брахма-гайатри и знакомые с Ведами;

3) Вайшнавы — получившие при посвящении Брахма-гайатри и осознавшие цель (веданта) Вед — знать и служить Шри Вишну или Шри Кришне, Верховной Личности Бога.

Хотя многие Гаудия вайшнавы рождены не в семьях брахманов и часто их возраст превышает восемь-десять лет, все равно они могут получить инициацию у истинных брахманов.

Эта уникальная возможность была дана Шри Чайтаньей Махапрабху, утверждена в современный век Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром и распространена по всему миру Шрилой А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, основателем-ачарьей ИСККОН (Международного общества сознания Кришны). Воспевая Харе Кришна маха-мантру, вайшнав очищается и поднимается до уровня панчаратрики. Далее, соблюдая самскары, он очищается еще больше, приобретает брахманические качества и становится подходящим кандидатом для получения ведической дикши, посвящения в Брахма-гайатри.

Хотя у вайшнава может быть низкое рождение и он может находиться в зрелом возрасте, он может очиститься и стать квалифицированным брахманом, пройдя этот освящающий процесс. Доказывая этот феномен, Шри Джива Госвами использует пример того, как с помощью алхимии колокольный металл превращается в золото.

Posted in Слава Гаятри-мантры.