Упанайанам

«Слово «самскары» означает «совершенные обязанности». Это в высшей степени благотворные, очищающие и освящающие церемонии. Этот обряд представляет собою последовательные действия, находящиеся в гармонии с метафизическими правилами, по которым невидимая реальность проявляется в видимом, воспринимаемом чувствами мире. «Самскары» устраняют плохую карму и увеличивают благоприятное влияние материальной природы». (КС)

«Самскары» (обряды очищения ума и тела) существуют во всех религиях и во всех странах. Чем чище религия, тем больше в ней священных и законченных «самскар». Очистительные ритуалы необходимы, поскольку изначальная духовная природа каждой обусловленной души осквернена. Без «самскар» жизнь обусловленной души остается нечистой. «Самскары» — это священный обряд при исполнении которого очищается сознание, появляется привязанность к Богу и в конечном счете обретается «према».

Проведение «самскар» наделяет человека способностью выполнять определенные обязанности. Предписываемые различными ведическими писаниями, «самскары» представляют собою цепь ритуалов, начинающихся с рождения. Упанайанам — наиболее важная «самскара», поскольку она подготавливает человека к чтению «Вед» и совершению ведических обрядов. Упанайанам также известен как «брахмопадеша», поскольку «ачарйа» учит («упадеша») получившего инициацию ученика как осознать «брахман». Слово «упанайанам» означает «смежный по отношению», «усиливающий способность видеть» или «приближающий».

Упанайанам — око духовного знания или видение, полученное благодаря правильному посвящению в Гайатри. Термин «упанайанам» связан с ведической традицией «гурукулы», в которой ученики должны были находиться рядом с наставником для того, чтобы он обучил их ведическим обрядам и дал им религиозные наставления. Обычно ачарйа давал упанайанам ученикам в период их юности. Упанайанам — это главная «самскара» или очистительный ритуал в жизни человека. Во время этой церемонии «гуру» (традиционно отец) посвящает юношу в духовное знание, дает ему Брахма-гайатри «мантру», определяет ее значение и объясняет метод повторения. В это время мальчик одевает одежду «брахмачари», принимает «упавиту» (священный шнур), и начинает обучаться обязанностям цивилизованного человека. Закончив свое духовое обучение, юноша, соблюдавший до сих пор целибат, может принять жизнь домохозяина. Будучи рожденным в семье «брахмана», Господь Чайтанйа также исполнил обряд упанайанам и получил Брахма-гайатри. Позднее Он принял «дикшу» от Ишвара Пури и получил десятислоговую Гопала-мантру. Десятислоговая Гопала-мантра обычно дается только брахманам по рождению, но восьмислоговая Гопала-мантра, упоминаемая в «Брахма-самхите», доступна каждому.

Упанайанам — это ведическая «самскара», во время проведения которой дается ведическая «мантра», известная как Брахма-гайатри. Слово «упа» означает «близко», а «найанам» — «подводящее близко к учителю. Следовательно, упанайанам — это процесс, приближающий ученика к учителю, который в свою очередь приводит его ближе к Богу, давая ему трансцендентное знание. Первое рождение — это рождение от семени. Упанайанам и Брахма-гайатри — это второе рождение (двиджа).

Почему упанайанам называется вторым рождением? Первое рождение ребенок принимает из «вирйи» (семени или жизненной энергии) отца, которое опускается ниже пупка и входит в чрево матери. Во время второго рождения, однако, духовное потомство (гйанапутра) появляется благодаря духовному отцу (вайшнава «ачарйе»), который сохраняет свою «вирйу» и поднимает ее вверх (вместо того, чтобы опускать ее вниз) из области пупка. «Вирйа», сохраненная благодаря целибату, поднимается вверх, питает мозг, дает духовную чистоту и просветление.

Тогда «ачарйа» передает эту духовную силу чистоты ученику, возвышая его на брахманический уровень, давая ему второе рождение. Упанайанам называется вторым рождением, поскольку благодаря этой «самскаре» достигается духовное возрождение, в котором «гуру» или «ачарйа» действует как отец и Савитр или как Гайатри Деви, мать.

Posted in Слава Гаятри-мантры.