Успокоение ума

На начальном этапе медитация направлена на контроль ума, ибо в обычном состоянии мы являемся рабами всех беспорядочных мыслей, желаний и привязанностей, создаваемых умом. Мы думаем о чем-нибудь и сразу же хотим это сделать. Но человек, желающий добиться успеха в медитации, должен научиться контролировать ум.

В «Бхагавад-гите», древнейшем индийском писании, говорится: «Для обуздавшего свой ум, ум становится лучшим другом, но для того, кто не смог этого сделать, ум величайший враг». У большинства людей ум полон идей, связанных с наслаждением чувств. Не останавливаясь ни на минуту, он постоянно перескакивает с одного объекта на другой. При этом ум то радуется каким-то материальным приобретениям, то сожалеет о потерях и неудачах. с одного объекта на другой. При этом ум то радуется каким-то материальным приобретениям, то сожалеет о потерях и неудачах.

В «Бхагавад-гите» говорится: «Тот, кто не пребывает в духовном сознании, не имеет ни контроля ума, ни стойкости разума, без которых невозможен мир. Но возможно ли счастье без мира?» С помощью повторения мантры мы можем обуздать ум и не позволять ему управлять нами.

Когда мы контролируем ум, сосредоточиваясь на звучании мантры, ум успокаивается. Как музыка обладает очарованием, усмиряющим дикого зверя, так и звучание мантры успокаивает взбудораженный ум. Ведическая традиция утверждает, что мантра, наполненная высшей энергией, в силах исцелить любую болезнь ума. Как озеро прозрачно, пока ничто не нарушает его спокойствия, так же и наше мышление становиться ясным и чистым, когда ум не тревожат волны чувственных желаний. Подобно зеркалу, очищенному от пыли, ум в своем чистом состоянии без искажений отражает образы действительности, позволяя нам видеть во всех явлениях жизни истинную духовную сущность.

Самопознание

Обусловленное «Я» постоянно находится в состоянии неудовлетворенности самим собой и вечно стремится стать чем-то иным. Это «Я», которое ограничено и постоянно стремится за пределы своего обусловленного состояния, не является, в конечном счете, реальным. Истинное «Я» носит характер вечности.

«Я» представляет собой сущность сознания и имеет сознание своим свойством. Это сознающий, а не просто свет. Сознание, которое само по себе безгранично, способно сужаться и расширяться. Из-за влияния иллюзии или других причин сознание сужается, и «Я» отождествляет себя с тем, чем не является. Когда «Я» отождествляется с временным, исчезающим, преходящим, ему кажется, что оно появляется и исчезает. Из-за этого возникает страх перед смертью, старостью и болезнью, свойственным только материальному телу, но не «Я». Но благодаря мантра-медитации, даже на начальных стадиях самопознания мы осознаем свое отличие от временного и преходящего и избавляемся от всех страхов и беспокойств, возникших из-за неведения и ложного отождествления. Достижение самосознания дает возможность видеть духовную природу всех существ. Чем больше мы познаем себя, тем больше познаем других. Когда мы познаем себя, мы начинаем реально видеть единство всего сущего. Благодаря такому видению, мы освобождаемся от враждебности и зависти к другим существам. Человек, познавший истину, чувствует всеобщую любовь, всеобщее понимание, всеобщее сострадание ко всем другим «Я».

Posted in Мантра-йога и медитация.