Величие бхагавата-марга

Поскольку гаятри-мантры являются частью панчаратрика-видхи, мы много говорим о принципах панчаратрики. Однако не следует забывать и о важности бхагавата-марга, краеугольного камня в учении Господа Чайтаньи. «Хари-бхакти-виласа», в которой, главным образом, говорится о системе панчаратрики, подчеркивает важность бхагавата-марга. Давайте рассмотрим этот предмет подробнее.

Традиционно повторение гаятри-мантр сопровождается различными процедурами. К ним относятся ачаман (очищение при помощи воды), пранаяма (дыхательные упражнения), санкалпа (сосредоточение ума, или внимания, на повторении), дхьяна (медитация), аргхья (очищение рта) и т.д. Повторение гаятри-мантр в соответствии с этими правилами три раза в день, в установленное время, называется сандхья-вандана. Возвышенные преданные, которые находятся на уровне спонтанного памятования о Господе (смарана), могут пропустить эти процедуры, а то и совсем прекратить повторение гаятри. Причина в том, что такой преданный уже достиг цели всей этой практики: постоянной погруженности в мысли о Господе. Подобное отношение в «Хари-бхакти-виласе» открыто приветствуется. Хотя в «Хари-бхакти-виласе» подчеркивается важность ритуалов сандхья-ванданы, в ней также говорится, что, повторяя мантру без оскорблений, с полным вниманием и предельной сосредоточенностью на ее смысле, человек может отбросить эти правила:

шрй-кршна-бхактйа сактйа ту сандхйо пасйадикам йади патет карма на патитйа доша-шанка-катханчана

«Обычно, когда человек пренебрежительно относится к повторению гаятри-мантр, на него ложится вина за это и его следует считать падшим. Но если он забывает повторить гаятри из-за того, что погружен в преданное служение Кришне, это не помешает его духовному росту»30.

Шрила Санатана Госвами объясняет:

«Конечно же, нужно повторять данные нам гаятри-мантры, поклоняясь таким образом Верховной Личности Бога. Если кто-то забывает о них, можно ли считать, что он поклоняется Господу? Такой человек не может заниматься ни одним из видов духовной деятельности. Но здесь употреблено слово кршна-бхакти, что значит „с энтузиазмом служит Господу Шри Кришне». Это сводит на нет все грехи. Иными словами, поскольку преданный Кришны горит желанием служить Ему, никакой грех или падение не могут его затронуть»31.

Шрила Мадхавендра Пури, наш высокочтимый ачарья, в свойственной ему манере выразил ту же мысль, сложив следующую молитву:

сандхйа-вандана бхадрам асту бхавато бхох снана тубхйам намо бхо девах питараш ча тарпана-видхау нахам кшамах кшамйатам
йатра квапи нишадйа йадава-кулоттамасйа камса-двишах смарам смарам агхам хорами тад алам мание ким анйена ме

«О мои ежедневные молитвы, хвала вам. О мои утренние омовения, я склоняюсь перед вами. О полубоги, о предки, простите меня за то, что я больше не выражаю вам почтение. Теперь, где бы я ни находился, я все время помню о великом потомке рода Яду (Кришне), враге Камсы, и тем самым избавляюсь от бремени греха. Думаю, что этого мне вполне достаточно»32.

Перед нами пример великого преданного, который отрекся от регламентированной практики повторения гаятри-мантр ради спонтанного преданного служения. Такие мысли характерны для тех, кто идет по бхагавата-маргу — пути, на котором преданный заботится только о том, чтобы удовлетворить Верховного Господа. Шри Чайтанья жил этими мыслями и проповедовал этот путь, и это — бесценное сокровище Движения сознания Кришны.

Мантра приводит к святому имени

Интересный и воодушевляющий пример того, как эти два метода работают вместе, мы находим в «Брихад-Бхагаватамрите». Там есть история о неграмотном брахмане из Прагджьотиша33. Хотя он происходил из семьи брахманов, он никогда толком не изучал священных писаний и не понимал их философских выводов, о которых говорили учителя. К тому же его сердце оставалось во власти материальных желаний. Но, поскольку он с верой поклонялся богине Камакхье (это одна из форм Парвати, супруги Господа Шивы), богиня обратила на него внимание и по доброте своей явилась ему во сне. Она раскрыла ему гопала-мантру и объяснила, как ее повторять, поведав о разных деталях данной практики.

Как объясняет Санатана Госвами34, хотя брахман этот был неудачливой душой, гопала-мантра произвела на него такое сильное впечатление, что он забросил прочую религиозную деятельность. Просто повторяя эту мантру, он постепенно избавился от желания разбогатеть и стал интересоваться духовными вопросами. Духовный поиск стал самым важным делом его жизни. Побуждаемый мантрой, он ушел из дома и пустился в долгое странствие, ведя образ жизни нищего. На своем пути он посетил множество мест и со временем ознакомился с разными ведическими представлениями о жизни. Он научился кармической деятельности, при помощи которой можно попасть на райские планеты, узнал, как получить освобождение, следуя по пути гъяны. Но из уважения к богине Камакхье он никогда не прекращал повторять услышанную от нее мантру. И однажды ночью, во сне, он увидел Божество этой мантры — прекрасного Мадана-Гопалу.

Благодаря такому откровению, а также благодаря могуществу мантры, его сердце почти полностью очистилось. В другой раз во сне ему явились Господь Шива и его супруга Парвати (которой он поклонялся как богине Камакхье). Они посоветовали ему отправиться во Врадж и пообещали, что там он получит дальнейшие указания.

На пути во Врадж брахман посетил Праяг, где, повстречав преданных, проводящих нама-санкиртану, продемонстрировал свое невежество в духовных вопросах. Считая их обычными лицедеями, он непочтительно оборвал их киртан.

Но при этом он добросовестно продолжал повторять свою мантру и благодаря этому неуклонно продвигался по духовному пути. Временами ему даже казалось, что он видит прямо перед собой Господа. Наконец он пришел во Врадж, где повстречал своего духовного учителя, Гопа-Кумара, юного пастушка, близкого спутника Господа. Брахман увидел, что Гопа-Кумар охвачен чистой премой и поглощен повторением имен Господа. Сочтя, что этот пастушок — лучший из мудрецов ii великий святой, брахман смиренно спросил его о том, к какой цели ему надлежит стремиться и как ее достичь. «Я каждый день делаю все, что приказала мне богиня, — сказал он. — Но я понятия не имею, к какому результату должно привести меня исполнение этих обязанностей, и даже что это за обязанности. Поэтому моя жизнь кажется мне бессмысленной, и я хочу просто умереть».

Выслушав жалобу брахмана, Гопа-Кумар подумал:

этасйа крта-кртйасйа джата пурнйртхата кила кевалам тат-падамбходжа-сакшад-йкшавашишйате тадж-джапе ‘рхати насактим кинту тан-нама-кйртане

«Этот человек делает все, что должен делать. Он добился успеха в жизни. Все, что ему осталось, — это своими глазами увидеть лотосные стопы Господа. Его следует обучать не столько уединенному повторению мантры, обращенной к Господу (тадж-джапе), сколько санкиртане, пению имен Бога (тан-нама-кйртане)»35.

Это возвращает нас к теме нашего обсуждения. Повторения мантры, которое является частью панчаратрика-видхи, недостаточно. Хотя этот метод подвел брахмана к совершенству, теперь ему нужно было узнать о санкиртане, пении святого имени, то есть бхагавата-марге. В своем комментарии к этому стиху Его Милость Гопипаранадхана Прабху так передает слова Санатаны Госвами:

«Вишну-мантра избавляет человека от иллюзии и дарует ему освобождение и возможность начать духовную жизнь, наполненную преданным служением. Для этого мантру нужно получить в вайшнавской сампрадае, в ходе посвящения по системе панчаратрики. Но панчаратрика-видхи не может даровать нам самую возвышенную и чистую разновидность любви к Богу. Такую любовь можно обрести только посредством бхагавата-марга. А бхагавата-марг в данном случае — это нама-санкиртана, бескорыстное поклонение именам Кришны. Брахман из Прагджьотиша в течение какого-то времени повторял десятисложную гопала-мантру, и это привело к хорошим результатам. Но только после того, как он услышал от Гопа-Кумара шуддха-наму, он смог повторять те же самые имена Господа Гопалы, хорошо понимая, что такое санкиртана. Совершаемая без оскорблений и с полной сосредоточенностью, санкиртана естественным образом развивается в спонтанное влечение к Кришне и в преданное служение Ему».

Могущество панчаратры

Интересно, что причиной духовного роста брахмана из Праг-джьотиша было не его собственное понимание, а трансцендентное воздействие, оказанное мантрой. Шрила Прабхупада однажды сравнил воздействие мантры с громом. Когда гром наполняет небеса, мы не требуем логических доказательств того, что происходит. Звук грома влияет на наше сознание и побуждает нас к определенным действиям. Аналогичным образом, даже не понимая смысла своих действий, брахман достиг высокого уровня совершенства. Таково могущество панчаратрики.

Но брахман по-прежнему находился в замешательстве относительно истинной цели жизни. Ему нужно было развить в своем сердце привязанность к Господу, совершая нама-санкиртану. Чтобы вернуться в духовный мир, преданный должен подняться до уровня чистой любви к Богу. А обрести прему можно, только действуя в рамках бхагавата-марга — совершая нама-санкиртану. Поэтому Гопа-Кумар подумал:

шрйман-мадана-гопала-падабджопасанат парам нама-санкйртана-прайад ванчхатйта-пхала-прабат
тал-лйла-стхала-палйнам шраддха-сандаршанадараих сампадйаманан нитарам кинчин настй эва садханам

«Разумеется, нет садханы (способа достичь совершенства) выше, чем поклонение лотосным стопам Шримана Мадана-Гопалы. Такое поклонение приносит неожиданно удивительные плоды. Поклоняться Господу надлежит, главным образом, посредством нама-санкиртаны, испытывая почтение и любовь к тем местам, где проходили игры Шри Гопалы. Эти места следует регулярно посещать»36.

Задумаемся на минуту: каким образом брахман сумел подняться на столь высокий духовный уровень еще до того, как встретил Гопа-Кумара? Это произошло благодаря тому, что он уже поклонялся Шри Кришне, повторяя гопала-мантру — пусть даже это повторение было нерегулярным, а сам брахман не понимал смысла своих действий. Таким образом, сам того не осознавая, он достиг определенного духовного уровня. Но теперь, чтобы приблизиться к Кришне, ему нужна была особая милость чистого преданного — кого-то, кто мог рассказать ему, как покорить сердце Кришны. Ему нужно было узнать, как петь святые имена Шри Кришны, следуя методам, предписанным бхагавата-маргом.

Но вступить на бхагавата-марг брахман смог только после того, как определенное время повторял гопала-мантру — то есть следовал по пути панчаратрика-видхи. Нам следует серьезно задуматься над этим. Хотя даже повторение намабхасы (отличительным признаком которой являются настоящие попытки избавиться от оскорблений) поможет нам быстро прогрессировать в сознании Кришны, только чистое повторение святого имени принесет нам желанный плод — чистую любовь к Богу. Преданному, получившему гаятри-мантры, следует всегда помнить, что если повторять их правильно, то ему раскроется знание о его конкретных взаимоотношениях с Кришной и том настроении, в котором он должен поклоняться Господу. Только тогда он действительно поднимется до уровня чистого повторения святого имени. В следующем высказывании Шрила Прабхупада подводит итог этому вопросу:

«Пока человек не очистился, следуя предписаниям панчаратрика-видхи, он не имеет права поклоняться Господу по правилам бхагавата-видхи. Преданные-неофиты должны поклоняться Господу в соответствии с правилами панчаратрика-видхи, то есть следуя регулирующим принципам, указанным в „Нарада-панчаратре». Поклонение по правилам панчаратрика-видхи называется видхи-маргом, а поклонение в соответствии с принципами бхагавата-видхи — рага-маргом. Принципы рага-марга предназначены только для тех преданных, которые достигли уровня, на котором находятся обитатели Вриндавана»37.

Posted in Гаятри-мантры.