Величие гопала-мантры

Краткое изложение первой главы «Гопала-тапани-упанишад»

Нижеприведенное обсуждение может стать ценным источником информации для тех, кто хочет глубже понять философский смысл гопала-мантры и таттву Радхи и Кришны. Из всех упани-шад «Гопала-тапани-упанишад» считается наиболее авторитетным источником в вопросах, касающихся сокровенных истин о Радхе и Кришне в Их вечной лиле на Голоке Вриндаване. Причина этого в том, что главенствующая богиня данной Упанишады своими глазами видела игры Кришны: в образе гопи она обладает доступом в это божественное царство.

В «Гопала-тапани-упанишад» описаны трансцендентный облик и игры Верховного Господа Шри Кришны. Название этого писания означает «упанишада, которая освещает (тапанй) истины о Гопале, Кришне». По мнению Вишванатхи Чакраварти Тхаку-ра, представленному в его комментарии «Гопала-тапани-вритти», «Гопала-тапани-упанишад» является частью «Атхарва-веды».

Шрила Баладева Видьябхушана также написал комментарий на эту упанишаду, «Шри Гопала-тапани-бхашью». Там он объяснил, что в «Гопала-тапани-упанишад» раскрывается истина о Кришне во Вриндаване, о той Его форме, что исполнена сладостной мадхуръи. Эта истина редко встречается в других упанишадах. Чтобы подчеркнуть, кто именно назван здесь именем Кришна, он цитирует следующий стих:

кршно варнаш ча ме йасмат тасмат кршно ‘хам арджуна

«О Арджуна, поскольку цвет Моего тела темный [подобный темному цветку атасы, замечает Баладева Видьябхушана], Меня называют Кришной»21.

Это описание вриндаванского Кришны тесно связано с гопала-мантрой, которой уделено особое внимание в первой главе «Гопала-тапани-упанишад». Текст упанишады начинается со слов четырех Кумаров, задающих Господу Брахме четыре вопроса:

1. Кто является верховным Девой?

2. Кого боится смерть?

3. Познав кого, человек полностью познает все остальное?

4. Кто приводит в движение этот мир?

Господь Брахма, отвечая на эти вопросы, произносит четыре слова, которые встречаются в гопала-мантре:

1. Верховный Дева — это Кришна.

2. Смерть боится Говинду.

3. Познав Гопиджана-Валлабху, человек познает все остальное.

4. Мир проявляется посредством произнесения слова сваха.

Баладева Видьябхушана отмечает, что, ответив так на вопрос Кумаров, Господь Брахма, по сути, дал им посвящение в гопала-гаятри-мантру. Во время обряда дикши духовный учитель не только раскрывает ученику мантру, но и объясняет ее смысл, а также рассказывает, как с ее помощью поклоняться Господу и медитировать. Читатель «Гопала-тапани-упанишад» становится свидетелем настоящего процесса посвящения, представленного в этом диалоге. Мы видим, как, сообщив ученикам мантру, гуру дает им дальнейшие духовные наставления, основанные на их вопросах. Когда Господа Брахму попросили подробнее рассказать о смысле этих слов, он ответил:

1. «Кришна» значит «тот, кто избавляет от греха» (папа-каршана).

2. «Говинда» — это тот, кто знает всю Землю, Веды и коров сурабхи из Враджа. Он славится среди них.

3. «Гопиджана-Валлабха» означает «тот, кто пробуждает в гопи знание и искусность».

4. «Сваха» — это энергия Господа, посредством которой проявляется все сущее.

Все эти имена относятся к Верховной Личности Бога.

Шрила Вишванатха Чакраварти пишет:

1. Термин папа-каршана (которым Брахма объясняет слово «Кришна») включает в себя два значения:

а) Трансцендентные игры Кришны пленяют умы даже грешных, обусловленных душ;

б) Кришна, милостивый Верховный Господь, даровал освобождение Путане, Агхе, Кеши и другим демонам, которых Он убил.

2. «Говинда» означает «Верховный Господь, известный среди коров сурабхи Враджа». Веды поют хвалу Говинде, и слава о Нем гремит на весь мир, поскольку Он снял с Земли бремя царей-демонов. Кроме того, «Говинда»значит «тот, кто защищает коров, землю и Веды». Говинда — высший защитник, спасающий живые существа из жестоких лап смерти.

3. «Гопиджана-Валлабха» значит «тот, кто приводит в восторг гопи, проявления Его хладини-шакти». Гопиджана-Валлабха очаровывает гопи Своей нежной красотой и другими трансцендентными качествами. Он делает так, что гопи не в силах противиться чувству своей полной покорности Ему, и дарует им экстатическую любовь к Нему. Поэтому Он становится очень дорог (валлабха) им.

4. Слово сваха обозначает энергию Господа, посредством которой проявляется все сущее22.

По словам Господа Брахмы, олицетворенная смерть испытывает страх перед Говиндой и, познав Гопиджана-Валлабху, живое существо познает все остальное. Шрила Джива Госвами подробнее разъясняет смысл этих двух имен, содержащихся в гопала-мантре:

1. Господь Кришна убивает демонов как во Вриндаване (в Своем образе пастушка, Говинды), так и в Двараке и Матхуре. Однако делает Он это по-разному. Играя роль потомка царского рода Яду, Он более почтителен по отношению к ведической морали и послушен ее принципам. Поэтому демоны, которых Он убивает в Матхуре или Двараке, всего лишь возносятся на райские планеты или, в лучшем случае, обретают освобождение. Но во Вриндаване Кришна волен поступать, как пожелает, ибо на Его лилы не распространяются моральные или общественные правила. Поэтому демонам, убитым во Вриндаване, иногда достается высшая награда — чистая любовь к Нему. Лучший пример тому — Путана, которая, будучи убитой Кришной, возвысилась до уровня родительской любви к Нему.

Во многом именно по этой причине смерть испытывает страх перед Говиндой, чьи лилы могут спасти из ее когтей даже самых отвратительных демонов и грешников.

2. Цитируя «Гаутамия-тантру», Джива Госвами объясняет:

гопйти пракртим видйадж джанас таттва-саммухаках

«Под словом гопи может подразумеваться пракрити (материальная природа), а слово джана можно истолковать как двадцать пять элементов, составляющих ее».

Валлабха же значит «тот, кто является основой этих двух, кто пронизывает их и становится причиной их преобразования в материальное разнообразие». Таким образом, познав Гопиджана-Валлабху, человек познает не только самые сокровенные аспекты Абсолюта — супружескую любовь Кришны и гопи, посредством которой в кришна-лиле проявляется все остальное, — но и лучше узнает творца и хранителя пракрити и ее проявлений. Таким образом он познает всё, и материальное и духовное.

Господь Брахма продолжает объяснять: «Повторяя гопала-мантру^ состоящую из пяти частей, человек достигает Верховного Брахмана, который также состоит из пяти частей (панча-ангам): небес, Земли, Солнца, Луны и огня»23. Прабодхананда Сарасвати Тхакур объясняет, что, повторяя пять частей этой мантры, нужно медитировать на главенствующие божества пяти соответствующих частей Брахмана, перечисленных выше (небеса, Земля и т.д.), зная, что они — разные формы единого Господа. Он приводит следуй ющие параллели между пятью составляющими мантры и пятью ангами Брахмана:

1. Основное собственное имя Верховного Брахмана — это Кришна (кршнас ту бхагаван свайам). Таким образом, имя Кришна стоит превыше всего, подобно тому как в материальном мире превыше всего небо.

2. Поскольку Говинда проводит Свои лилы на Земле, Его имя означает, что Он дарует радость Земле и увеличивает ее славу.

3. Слово гопйджана указывает на изначальную^ шакти Кришны в форме Его гопи. В их присутствии Он выглядит наиболее совершенным. Таким образом, слово гопйджана можно соотнести с Солнцем, светом всего, что светится.

4. Валлабха, возлюбленный гопи, дарует им величайшее блаженство, играя осенней ночью, при свете полной луны, на флейте. Поскольку лунный свет приносит радость всем живым существам, слово валлабха соотносится с Луной.

5. Слово сваха указывает на огонь самоотверженной преданности.

Брахма подчеркивает, что каждое из этих четырех имен указывает на Кришну, Верховный Брахман. Те, кто медитирует на Него, с удовольствием повторяя Его мантру (гопала-мантру) и поклоняясь Ему, обретают освобождение. Этот путь открыт для всех: те, кто искренне желает поклоняться Кришне, повторяя эту мантру, уже обладают необходимым для этого адхикаром (татра лаулйам апи мулйам жалам)14.

Стоит отметить, что Кумары — не совсем последователи гъяна-марга, какими их обычно изображают. Они чистые расика-бхакты. Шрила Рупа Госвами в «Шри Шри Радхика-ставе» поет: санака-санатана-варнита-чарите — «Божественные качества Радхи воспеты Санакой и Санатаной». Также следует помнить, что они — основатели собственной сампрадаи, часть которой — Нимбарка-сампрадая — очень известна во Вриндаване. Поэтому не случайно в беседе с Брахмой они проявили такой интерес к радха-кришна-лиле.

Брахма заключает, что следует постоянно повторять гопала-мантру, размышляя над смыслом пяти составляющих ее слов. Человек, который всего один раз повторил эту мантру, быстро обретет общество Кришны, поскольку подобная медитация дарует освобождение. Освобождение в данном случае означает избавление от материальных желаний — уровень, с которого у человека развивается желание и способность преданно служить Господу. Вишванатха Чакраварти Тхакур подтверждает:

харав аикантикй бхактир муктир итй абхидхййате

«Истинное освобождение — это чистое преданное служение Господу Хари»25.

Вишванатха Чакраварти Тхакур также замечает, что некоторые брахманы повторяют гопала-мантру, следуя правилам и предписаниям, изложенным в шастрах (вайдхи-марг), другие же следуют по пути спонтанного влечения (рага-марг). Те, кто идет по пути вайдхи, в гопала-мантре концентрируются главным образом на имени «Кришна», тогда как следующие по пути раги придают особое значение более сокровенным именам Говинда и Гопиджана-Валлабха. Это выражено в пятнадцатом тексте «Гопала-тапани упанишад» словами кршнам йаджанти, «они поклоняются Кришне», и говиндам йрадхайанти, «они поклоняются Говинде». По мнению Прабодхананды Сарасвати Тхакура, слово йаджанти указывает на ритуальное поклонение при помощи жертвоприношений (что указывает на вайдхи-марг), тогда как йрадхайанти относится к поклонению, основанному на любовном влечении (указание на рага-марг). Таким образом, в именах Кришны в гопала-мантре существует градация по степени сокровенности:

1. Имя Кришна указывает на лилы Господа во всех Его проявлениях и во всех расах.

2. Имя Говинда предназначено исключительно для обозначения Господа, являющего лилы во Вриндаване. Поэтому оно является более сокровенным именем, чем Кришна.

3. В то время как имя Говинда уместно для всех четырех рас, проявленных во Вриндаване, имя Гопиджана-Валлабха относится только к мадхурья-расе. Поэтому в гопала-мантре имя Гопиджана-Валлабха является самым сокровенным. На нем сосредоточиваются те, кто стремится развить супружескую любовь, подобную любви гопи.

В связи с этим важно отметить, что Шри Чайтанья Махапрабху повторял не полную восемнадцатисложную гопала-мантру, а десятисложную: клим гопй-джана-валлабхайа сваха, поскольку стремился исключительно к настроению супружеской любви гопи.

Как мы видим, повторяя поочередно имена Кришна, Говинда и Гопиджана-Валлабха, человек поднимается по ступеням сладости и сокровенности. Это восхождение отражает постепенный прогресс садханы — с уровня вайдхи-бхакти (следование правилам) к рагануга-бхакти (следование пробудившемуся желанию слушать о Кришне и воспевать Его славу). Так в конце концов человек обретает бхаву, экстатическую любовь к Кришне.

Подведем итог наставлениям Брахмы. Эта мантра являет преданному Верховного Господа, избавляет от страха смерти и дарует ему все знание, начиная со знания о материальном мире и заканчивая знанием о самой возвышенной лиле Радхи, Кришны и Их сакхи. Повторять эту мантру следует с настроением полного вручения себя Господу Кришне (на что указывает слово сваха) и с преданностью Ему.

Продолжая отвечать на вопросы Кумаров, Господь Брахма открывает им гопала-янтру, которая используется для поклонения Господу. Также он вкратце рассказывает им о поклонении Божеству. Брахма говорит, что тому, кто повторяет гопала-мантру, Господь является в трансцендентном облике мальчика-пастушка. Он говорит, что ради блага живых существ, пребывающих в материальном мире, Кришна, который изначально един, проявляется как пять слов гопала-мантры, подобно тому как изначально единый воздух проявляется в теле человека в виде пяти пран.

Брахма также упоминает, что есть и другие говинда-мантры, такие как десятисложная мантра, которую повторяют Господь Индра и его последователи, но все они берут начало в пяти словах гопала-мантры.

В ответ на вопрос о природе гопала-мантры Брахма делится собственными впечатлениями о ее безграничной творческой силе:

«Многие миллионы лет я неустанно славил Бога и медитировал на Него. Наконец я смог увидеть трансцендентный облик Господа: Он предстал передо мной как Шри Кришна в одеждах пастушка — и я склонился перед Ним. Из сострадания Он посвятил меня в восемнадцатисложную мантру, которая используется для созидания. Затем Он исчез.

Когда я пожелал творить вселенную, Он вновь явился передо мной и в этих восемнадцати слогах показал мне вселенную, какой она была когда-то. Тогда я приступил к творению, размышляя над этой мантрой: из слога ка я создал воду, из звука ла — землю, из слога й — огонь, а из бинду — Луну. Солнце я создал из слова клим целиком. Из слова кршнайа я сотворил эфир, из говиндайа — воздух, из гопйджана-валлабхайа — знание, а также коров сурабхи. Наконец из слова сваха мною были созданы мужчины, женщины и все остальное».

Брахма упоминает, что, согласно некоторым священным писаниям, земля была создана из первого слова (клим), вода — из второго, огонь — из третьего, воздух — из четвертого, а эфир — из пятого. Но главное благо, которое приносит эта мантра, — не в том, чтобы обрести с ее помощью творческую силу, но в том, чтобы увидеть в откровении изначальный облик Господа Кришны. Поэтому первую главу «Гопала-тапани-упанишад» Брахма завершает тем, что возносит прекрасные молитвы Господу Говинде, пастушку, который стоит под древом желаний во Вриндаване и который неотличен от пяти слов гопала-мантры. В своем последнем наставлении Кумарам он возвращается к первому их вопросу: «Кто является верховным Девой?»:

«Поклоняйтесь Шри Кришне, как это делаю я. Повторяя эту мантру, состоящую из пяти слов, и медитируя на Господа Кришну, вы возвыситесь над миром рождения и смерти. Тот, кто повторяет эту мантру, легко достигнет трансцендентной обители Шри Говинды.

Поэтому нужно медитировать на Кришну, Верховного Деву, славить Его, служить и поклоняться Ему. Ом тат сат».

Posted in Гаятри-мантры.