Вера в духовного учителя

Чтобы напомнить садхаке о том, насколько важен в духовной жизни учитель, одна из гаятри-мантр посвящена Шри Гуруде-ву. Ученик получает мантры только по его милости. Даже после церемонии посвящения гуру продолжает играть в жизни ученика самую важную роль. Он дает ему дальнейшие наставления и руководит его духовной практикой. Поэтому следует попытаться стать ближе к гуру, сохраняя в своем сердце горячее желание учиться у него.

Мантра-дикшу называют упанайана. У этого слова два значения. Во-первых, оно значит «приближение к духовному учителю» (найана — «руководство»), во-вторых — «открытие духовных глаз» (найана — «глаз», буквально «то, что показывает путь»). Оба варианта прочтения побуждают преданного (который либо уже прошел обряд мантра-дикши, либо готовится к нему) глубоко задуматься о своих взаимоотношениях со Шри Гурудевом, а также о своей роли ученика.

Никогда не следует забывать, что многочисленные помехи на пути духовного прогресса уходят благодаря милости чистого вай-шнава. А поскольку задача духовного учителя состоит, в частности, в том, чтобы принимать преданное служение своих учеников и перенаправлять его Господу, в его силах помочь им продвинуться за довольно короткий срок — при условии, что ученик отличается искренностью и хранит верность и преданность.

Нарада Муни, беседуя с Махараджей Юдхиштхирой, говорит о поведении, подобающем цивилизованному человеку. Дав царю множество советов и поведав ему о многочисленных способах победы над «врагами в сердце» (над вожделением, гневом и т.п.) и секретах, позволяющих подняться на уровень шуддха-саттвы, Нарада Муни заключает:

этот сарвам гурау бхактйа пурушо хй анЬжаса Ьжайет

«Все это произойдет само собой, если человек с верой служит духовному учителю (гурау бхактйа)»16.

Качества хорошего ученика

Зрелый ученик прилагает все усилия, чтобы выстроить правильные отношения с духовным учителем. В «Уддхава-гите» Шри Кришна Сам описывает качества, которыми должен обладать настоящий ученик:

аманйа-матсаро дакшо нирмамо др$ха-саухрдах асатваро ‘ртха-джиджнасур анасуйур амогха-вак

«Ученик должен обладать следующими качествами:

1. Он должен отказаться от интереса к материальной, телесной концепции жизни.

2. Он должен также отказаться от вожделения, гнева, жадности, заблуждения, безумия и зависти.

3. Он должен интересоваться только наукой о Боге и должен быть готов изучать эту науку досконально.

4. Ему следует перестать думать: «Я тело» или «Эта вещь принадлежит мне».

5. Он должен любить духовного учителя и непоколебимо верить в него.

6. Он должен отличаться постоянством и твердостью.

7. Истинный ученик должен по-настоящему хотеть постичь трансцендентную науку.

8. Он не должен выискивать недостатки среди добродетелей.

9. Он не должен интересоваться материальными темами. Единственным интересом ученика должен быть Кришна, Верховная Личность Бога»17.

Шесть видов недостойных учеников

В священных писаниях упомянуты шесть разновидностей учеников, от которых следует держаться подальше:

алир бано джйотишаках стабдхй-бхутах кимекаках прешита-прешакаш наива шад эте севакадхамах

«Вот шесть наихудших севак (слуг или учеников):

1. Али — те, на кого нельзя положиться, кто непостоянен, словно пчелы, перелетающие с цветка на цветок.

2. Бана — те, кто любит противоречить, пронзая учителя своими словами, как стрелами.

3. Джйотишака — те, кто откладывает все на потом и не сразу следует наставлениям гуру, а вместо этого тянет время.

4. Стабдхй-бхута — те, кто просто ленив и бездеятелен.

5. Кимекака — те, кто не проявляет инициативу, боится сделать что-либо сам.

6. Прешита-прешака — те, кто перекладывает выполнение прямых указаний духовного учителя на чужие плечи»18.

Такие ученики не способны воспринимать гуру с духовной точки зрения и часто ищут в нем недостатки.

Дакшина — вознаграждение для гуру

Никакими материальными мерками невозможно измерить даже одно наставление, призванное направить нас по духовному пути. Что уж говорить о том, чтобы расплатиться за него деньгами. Однако, выражая признательность духовному учителю, благодарный ученик должен как следует попытаться порадовать и вознаградить гуру (это называется дакшина). Нижеследующая беседа между Кришной и Его школьным другом брахманом Судамой иллюстрирует этот момент:

«О брахман, помнишь ли ты, что случилось с нами, когда мы жили в доме нашего духовного учителя? Однажды жена гуру послала нас за дровами, но, стоило нам войти в тот огромный лес, как неожиданно поднялась буря, задул неистовый ветер, полил дождь и загрохотал страшный гром. Солнце село, и тьма поглотила лес. Из-за наводнения мы больше не могли отличить возвышенностей от низин, нас обдавали сильные порывы ветра и потоки дождя, и мы, окруженные водой, сбились с пути. Тогда мы просто взялись за руки и в страхе бесцельно блуждали по лесу.

Наш гуру, Сандипани, понял, что его ученики попали в беду, и наутро отправился на наши поиски. Он нашел нас, перепуганных мальчиков, и сказал: „О дети мои, вы столько претерпели ради меня! Тело — это самое дорогое, что есть у живого существа, но вы настолько преданы мне, что пренебрегли собственными удобствами»».

Тут Сандипани Муни произнес самые важные слова:

этад эва хи сач-чхишйаих картавйам гуру-нишкртам
Над ваи вишуддха-бхавена сарвартхатмарпанам гурау

«Воистину, обязанность всех настоящих учеников — вернуть долг духовному учителю, с чистым сердцем предложив ему свои богатства и саму жизнь»19.

Из преданных, пытающихся отдать долг духовному учителю, мало кто богат. Может возникнуть вопрос: как же вознаградить духовного учителя? Но дакшина, которая по-настоящему радует его, не исчисляется в мирской валюте. Шри Кришна объясняет эту удивительную истину Уддхаве:

дакшина джнана-сандешах

«Если ученик передаст полученные знания другим — это и будет подлинной наградой для гуру»20.

В комментарии к этому стиху Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет:

«Слово джнана означает, что, изведав духовную радость от киртана и других видов преданного служения, человек делится полученными ощущениями со своими родственниками и друзьями. Это и есть подлинный дар духовному учителю, а вовсе не деньги или одежда».

Это заключение полностью созвучно наставлению Шри Чайтаньи Махапрабху:

Паре декха, таре каха (кршнау-упадеша амара аджнайа гуру хана тара* эи деша

«Проси всех следовать наставлениям Господа Шри Кришны, изложенным в „Бхагавад-гите» и „Шримад-Бхагаватам». Стань духовным учителем и постарайся спасти всех в этих краях»21.

Сохранив это умонастроение, Шрила Прабхупада вдохновлял нас «энергично проповедовать», возвращая таким образом долг, как это делал он для своего духовного учителя.

Posted in Гаятри-мантры.