Временные периоды сандхьи

Преданные часто спрашивают, какое время точно соответствует трем сандхьям. Поскольку сандхьи соотносятся с положением солнца, нужно следить за передвижением солнца по небу:

Сандхья Начало Окончание

Утренняя За 24 минуты Через 24 минуты

до восхода после восхода

Полуденная За 24 минуты Через 24 минуты

до того, как солнце после того, как солнце

достигнет зенита выйдет из зенита

Вечерняя За 24 минуты Через 24 минуты

до заката после заката

Свою духовную практику я организовал так, чтобы по возможности проводить месяц карттика во Вриндаване, отдыхая от быстрого и зачастую рваного ритма жизни проповедника в странах Запада. Во Вриндаване мне очень помогает аккуратное соблюдение времени сандхьи. Впрочем, если мы не в состоянии следовать столь строгому распорядку, следующая таблица поможет нам выбрать наиболее приемлемый для себя вариант.

Подходящее время для повторения гаятри-мантр

Дневная

Утренняя сандхья

сандхья

Вечерняя сандхья

Наилучший Прямо перед вариант восходом, когда

звезды еще

видны

Солнце и звезды не видны

Приемлемый вариант

Не самый лучший, но возможный вариант

Солнце взошло, звезд не видно

Солнце в зените

По возможности ближе к тому моменту, когда солнце в зените

По возможности ближе к тому моменту, когда солнце в зените

Солнце садится, звезд еще нет

Солнце село, звезды еще не видны

Солнце село, появились звезды

Как и в случае с другими аспектами преданного служения, иногда нам приходится приспосабливать эти принципы ко времени и обстоятельствам. В особенности это касается регионов Крайнего Севера или Юга, где время восхода и захода солнца сильно разнится в зависимости от времени года. В таких случаях соблюдать точное время для гаятри не принципиально. Случается и такое, что солнце совсем не заходит, оставаясь на небе ночью и днем, Я видел подобное однажды летом в Ирландии. В таких обстоятельствах утреннюю гаятри можно читать после мангала-арати, а вечернюю — до 21.30 (пока Божества еще не спят).

Мне вспоминается один преданный, который присоединился к ИСККОН в первые годы его существования. Про него рассказывали, что, когда подходило время читать гаятри, он тут же бросал все дела, чтобы сделать это точно вовремя. Например, когда он ходил по магазинам в большом городе и видел, что солнце приближается к зениту, он мог встать посреди оживленного тротуара и, замерев, повторять свои гаятри-мантры. Он строго придержи* вался этого правила, пока не узнал, что есть правила поважнее — например, читать в спокойном месте.

Бывает, что повторять гаятри в каждую сандхью нам не дают обстоятельства, связанные со служением, особенно если это служение — проповедь. Шрила Бхактивинода Тхакур отмечает, что, если человек пропускает время гаятри, будучи погружен в прославление Господа, это не считается оскорблением. Почему? Потому что прославление Господа — смысл гаятри-джапы. Преданные, занятые таким служением, должны читать гаятри в любое удобное для себя время. Но совсем пропускать чтение мантр нельзя. И конечно же, слова Бхактивиноды Тхакура не служат оправданием для пропусков сандхьи из-за пренебрежения или по невнимательности.

Если преданному не удается прочитать гаятри-мантры утром, он не должен пытаться читать их позднее, до наступления полудня, а должен дождаться дневной сандхьи и тогда прочитать два «набора» мантр. Точно так же, если не получилось повторить утреннюю и дневную гаятри, нужно подождать вечерней сандхьи и прочитать все три. Но если чрезвычайные обстоятельства затрудняют внимательное чтение гаятри или совсем препятствуют ему, следует прибегнуть к благоразумию и на какое-то время приспособить свою гаятри-джапу к месту, времени и обстановке.

Тем, кому информация, приведенная в данной главе, покажется слишком сложной, лучше придерживаться совета Шрилы Прабхупады, адресованного тем, кто активно занят преданным служением или находится в стесненных обстоятельствах: повторять мантры в 6.00, в 12.00 и в 18.00.

Шрила Прабхупада старался придерживаться строгого распорядка в чтении гаятри. Хари-Шаури Прабху, один из его личных слуг, рассказывает:

«Утром, прямо перед восходом солнца, Прабхупада заканчивал работу над переводом, умывался, ставил новый тилак и повторял гаятри. Затем он выходил на утреннюю прогулку. Свою дневную гаятри он читал примерно в 13.15, помывшись, надев свежие одежды и поставив тилак. Вечернюю гаятри он иногда читал после даршана Шри Шри Радхи-Мадхавы. Я часто повторял гаятри вместе с ним. Он сидел в комнате для приема гостей и с открытыми глазами читал гаятри, тратя на это четыре-пять минут»12.

Когда не следует повторять гаятри

Важно помнить, что единственная цель всей нашей деятельности в сознании Кришны (в том числе и чтения гаятри-мантр) состоит в том, чтобы удовлетворить Верховную Личность Бога. А поскольку гаятри-мантры — это способ обращения лично к Божествам, читать их нужно, когда Божества бодрствуют. Поскольку Они спят между 21.30 и 3.30, следует избегать читать гаятри-джапу в это время. То же самое касается и Их дневного отдыха, который в большинстве храмов приходится на время между 13.30 и 15.30. В любом случае это время наступает после сандхьи и потому не подходит для чтения мантр.

Также не стоит повторять гаятри, когда внешние обстоятельства не располагают к умиротворению и не дают погрузиться в спокойную, глубокую медитацию.

Posted in Гаятри-мантры.