Время и направление

Надлежащее время

Вопрос: Случается, что человек не успевает повторить гаятри в положенное время. Каков крайний срок, после которого ему уже нужно ждать следующей сандхьи? Скажем, солнце встает в шесть утра, а человек так и не смог до восьми часов повторить свои мантры (из-за того, что был занят, или по забывчивости). Нужно ли ему теперь ждать и повторять гаятри два раза в полдень? Или восемь часов — все еще нормальное время для утренней гаятри? Где проходит эта граница?

Ответ: Трудно провести границу, за которой заканчивается время сандхьи. Могу высказать на этот счет лишь собственное мнение, основанное на здравом смысле. Мы видим, как солнце встает, достигает зенита и садится. Сандхьи приходятся приблизительно на это время. Насколько вы можете «растянуть» эти промежутки — зависит от вашего собственного чувства времени, которое рано или поздно у вас разовьется. Иными словами, по мере накопления практического опыта вы сами научитесь чувствовать, когда вы «в сандхье», а когда — «вне». Подобный опыт приходит с годами. Повторяя гаятри-мантры в положенное время, вы будете чувствовать энергию, посредством которой сандхьи помогают вам. Пропустив же сандхью, вы почувствуете, что поддержка эта либо слабеет, либо и вовсе отсутствует.

Если помнить о том, какие блага мы обретаем, если повторяем гаятри в положенное время, мы не станем пропускать сандхьи.

Выбираем правильное направление

Вопрос: Вы говорили о том, в какую сторону должен смотреть человек во время повторения гаятри: «Если рядом находится Божество или гуру, то предпочтительнее сидеть лицом к ним, чем смотреть в какую-то определенную сторону света». Относится ли это также к фотографии Божества или гуру?

Ответ: Да. К примеру, вы путешествуете или ночуете где-то вне дома. У вас временный алтарь с фотографиями Божеств или духовного учителя, и вы можете сидеть лицом к этим изображениям. Общий принцип понятен: всегда оказывайте глубочайшее уважение гуру и Кришне, особенно когда повторяете их мантры.

Почему во время повторения гаятри мы прячем правую руку?

Вопрос: Существует множество фотографий Шрилы Прабхупады, на которых он ничем не покрывает свою руку во время повторения гаятри. Я слышал, что указание покрывать руку исходит не от Прабхупады и даже не относится к нашей традиции Гаудия-вайшнавов. Что, мол, этот обычай преданные привезли из «традиционных» уголков Индии. Не хотите ли сказать что-нибудь по этому поводу?

Ответ: В некоторых случаях Шрила Прабхупада давал нам общие принципы и разрешал с течением времени развивать их практическую сторону. К примеру, Шрила Прабхупада говорил, что мы всегда должны думать о Кришне. Это общий принцип. И для этого он советовал нам читать книги, подобные «Кришна-бхаванамрите». Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, которая в то время еще даже не была издана. Только потом, когда эту книгу перевели, преданные смогли последовать наставлению Шрилы Прабхупады и таким образом соблюсти тот принцип, которому он пытался нас учить.

Устанавливая общие принципы, Прабхупада показал нам пример, поэтому эти принципы никогда не следует упускать из виду. Лишь в этом случае, обращаясь к более подробным наставлениям, мы сможем быть уверены, что не свернули с пути.

Общим принципом в повторении дикша-мантры является секретность, и это убедительно подтверждают наши священные писания:

сва-мантро нопадештавйо вактавйаш ча на самсади гопанййам татха шастрам ракшанййам шарйра-ват

«Нельзя публично наставлять человека в науке повторения мантры, и не стоит прилюдно раскрывать свою мантру. Мантру и связанные с нею шастры надлежит всегда держать в секрете и беречь, как собственное тело»1.

Поэтому Шрила Прабхупада учил нас повторять мантры только шепотом, не произносить их вслух и не сообщать другим людям. Скрытый подсчет мантр, с рукой, покрытой тканью, — еще одна деталь, которая подчеркивает принцип секретности. Я никогда не видел, чтобы кто-то отсчитывал гаятри-мантры открыто. И кроме того, я видел множество фотографий, на которых Шрила Прабхупада покрывает свою руку, повторяя гаятри.

Posted in Гаятри-мантры.