Введение: Необходимость в руководстве

Представьте, что вы отправились в паломничество. Вы вошли it какой-то дальний лес и обнаружили там большой и красивый храм — старый, но хорошо сохранившийся. Он кажется необитаемым. В нем, похоже, никому больше не поклоняются, и вы чув-11 вуете, что можете войти внутрь и бродить везде, где вздумается. Вскоре вы полностью погружаетесь в лабиринт залов, дверей, КОМ-JUT с прекрасной отделкой, лестничных пролетов, красиво расположенных садовых зарослей и других удивительных и временами сбивающих с толку деталей.

Через какое-то время вы чувствуете, что ваше первоначальное любопытство удовлетворено. Слегка утомленные, вы присаживае-I ось отдохнуть. Глядя по сторонам, вы замечаете всё новые и новые детали… Ваш ум вновь захвачен тягой к открытиям. Столько новых, неизведанных явлений ждут, когда же вы их обнаружите! И радостном предчувствии вы вскакиваете на ноги и продолжаете t пои поиски.

Но случается так, что из-за множества впечатлений вами за-иладевают неуверенность, смущение и противоречия. Вы начинаете подумывать об опытном проводнике — о том, кто хорошо шает историю этого древнего места, кто сможет рассказать вам о Божествах, которым здесь когда-то поклонялись, и о тех, кто им поклонялся; кто объяснит вам смысл архитектурных деталей и скульптур храма и назначение разных его комнат. И только тогда вы почувствуете, что по-настоящему знаете это место.

Нечто подобное вы можете ощутить во время паломничества в священное царство гаятри-мантр. То, что вначале (когда вы только получили посвящение в дикша-мантры) кажется вам всего лишь еще одной составляющей вашей садханы, по мере того как вы искренне пытаетесь более глубоко понять гаятри, превращается в сложную загадку. В писаниях содержится такое множество объяснений гаятри (а значит, столько всего приходится принимать во внимание!) и раскрывается столько мельчайших подробностей, что разобраться во всем этом вы сможете, только воспользовавшись помощью опытного проводника.

Чтобы проиллюстрировать этот момент, давайте рассмотрим священный звук ом, с которого начинается брахма-гаятри-мантра. Из «Бхагавад-гиты» мы узнаем, что слог ом неотличен от Брахмана и что, повторяя его, можно достичь духовного мира4. И, как Господь Кришна объяснит позже в «Гите», слог ом надлежит повторять в начале каждого жертвоприношения, перед раздачей пожертвований или приступая к аскезе — это позволит приблизиться ко Всевышнему5. Но на высшем уровне понимания звук ом — как сочетание букв а, у и м — представляет Кришну, Радха-рани и дживу. Но и это еще не все. Мы слышали, что в священном слоге ом заключены все Веды. Более того, в Упанишадах говорится, что всё мироздание произошло из звука ом.

И как же разобраться во всем этом без посторонней помощи? Все, что мы видим, — это такой вот знак: Знаток санскрита распознает в нем сочетание О (буквы а, у) и М (буква м). Но, зная это, сможем ли мы глубже постичь слог ом, если будем просто смотреть на этот знак, слушать слог ом или повторять его? Конечно, многие из нас, повторяя ом, ощущают духовный подъем, однако редким душам удается без посторонней помощи распознать, какие тайны в нем сокрыты.

Таким образом, по одному только первому слогу брахма-гаятри-мантры — ом — можно получить представление о том, сколько открытий ждет нас в этих мантрах. Подобно тому как семечко баньяна вмещает в себе огромное дерево, которое в будущем принесет много новых семян, в этих мантрах содержится множество информации, которая в будущем позволит тем, кто их повторяет, заглянуть в потаенные сферы духовного измерения.

Чтобы понять гаятри-мантры, следует воспользоваться руководством Шрилы Прабхупады и наших ачарьев и аккуратно идти по их стопам. Тогда мы не собьемся с дороги.

Эта книга будет сопровождать нас на этом пути. Но при этом, разумеется, она не заменит нам истинного духовного учителя, к которому можно обратиться за дальнейшими разъяснениями и особым руководством.

Под началом духовного учителя мы, несомненно, войдем в чудесный храм гаятри-мантр, поймем назначение различных его помещений и извлечем из такого углубленного понимания великое благо. Мы сможем трижды в день посещать этот храм и выходить оттуда укрепленными разумом и духом, обретая все большее просветление в сознании Кришны.


1. Из «Гауранга-вирудавали» Шри Рагхунанданы Госвами (перевод взят из книги Гоур Говинды Махараджа «Матхура встречается с Вриндаваном»).

2. Шри Чайтанья-бхагавата, Ади-лила, 1.1.

3. В мангалачаране автор, после того как поклонился своим читателям (намаскара), должен вкратце изложить следующие темы:

1. Вишайа — предмет повествования.

2. Самбандха — связь между предметом повествования и самим текстом.

3. Прайоджана — цель, которую могут достичь те, кто прочтет эту книгу.

4. Адхикара — уровень, позволяющий понять, что написано в книге.

5. Ашйрвада — благословения, которыми будут одарены читатели.

4. Б.-г., 8.13.

5. Б.-г., 17.24.

Posted in Гаятри-мантры.