Высказывания Шрилы Прабхупады о святом имени

Глава 1

НАМА-ТАТТВА

ЧТО ТАКОЕ СВЯТОЕ ИМЯ?

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ О СВЯТОМ ИМЕНИ

//“Наука самоосознания”, гл.5// “Трансцендентная вибрация, возникающая в результате повторения мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, – возвышенный метод пробуждения трансцендентного сознания. Все мы – изначально сознающие Кришну существа, но, к сожалению, наше сознание осквернено, поскольку мы соприкасаемся с материей с незапамятных времен. Материальный мир, где мы сейчас живем, называется майей, то есть иллюзией. Слово майа переводится как “то, чего нет”.

Что же это за иллюзия? Все мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя на самом деле находимся в тисках ее строгих законов. Если слуга пытается изображать из себя всемогущего господина, всем ясно, что он берет на себя слишком много. Мы пытаемся эксплуатировать ресурсы материальной природы, но на самом деле все больше и больше запутываемся в ее сетях. Мы ведем тяжелую борьбу с природой, стремясь ее покорить, но в результате попадаем в еще большую зависимость от нее. Эта бесплодная борьба с материальной природой прекращается лишь тогда, когда мы возрождаем в себе свое истинное сознание – сознание Кришны.

Маха-мантра – трансцендентный метод возрождения изначального сознания. Произнося трансцендентные звуки святого имени, мы освобождаем свое сердце от страха. В основе всех страхов, терзающих человека, лежит ложное представление о том, что человек является господином своей жизни. Сознание Кришны – изначальное, естественное сознание живого существа. Когда мы слышим трансцендентный звук мантры Харе Кришна, это сознание пробуждается. Этот простейший метод медитации рекомендован для нынешнего беспокойного века. Можно убедиться на практике, что повторение маха-мантры, которую называют также великой песнью освобождения, позволяет ощутить трансцендентный экстаз.

Придерживаясь материальных представлений о жизни, мы пытаемся удовлетворять свои чувства, уподобляясь неразумным животным. Человек, разочарованный постоянными поисками чувственных наслаждений, занимается эмпирическим философствованием, надеясь таким образом вырваться из материальных оков. Но действительно разумный человек быстро минует этот спекулятивный уровень и попытается обнаружить высшую причину всех причин внутри и вне всего сущего.

Достигнув уровня духовного понимания, он поднимется над сферами чувств, ума и интеллекта. Повторение маха-мантры является духовной деятельностью, поэтому звуковая вибрация выходит за рамки низших уровней сознания: чувственного, умственного и интеллектуального. Поэтому для того, чтобы воспевать маха-мантру, не нужно прилагать каких-либо интеллектуальных усилий. Принять участие в воспевании мантры может любой человек, даже не обладающий какими-либо особыми качествами. Предполагается, конечно, что на более высокой духовной ступени человек, воспевающий святое имя, не должен совершать оскорблений».

«На начальных стадиях воспевания человек может не ощущать всех проявлений трансцендентного экстаза. Насчитывается восемь подобных проявлений:

1) потеря дара речи;

2) испарина;

3) волосы, вставшие дыбом;

4) дрожание голоса;

5) озноб;

6) бледность кожных покровов;

7) плач;

8) духовный транс.

Если человек воспевает мантру в течение продолжительного времени, он поднимается на определенный духовный уровень, и первый признак этого – желание танцевать во время пения мантры. Я нередко наблюдал это на практике. Даже ребенок может принять участие в воспевании святых имен. Разумеется, тому, кто слишком запутался в материальной жизни, потребуется чуть больше времени, чтобы достичь столь возвышенного духовного уровня. Но если мантру воспевает чистый преданный Господа, она оказывает на слушателей сильное воздействие, поэтому, чтобы достичь ощутимого эффекта, мы должны слушать пение мантры из уст чистого преданного Господа. Кроме того, не стоит слушать, как повторяют мантру непреданные. Молоко, которого коснулись уста змеи, становится ядовитым.

Слово Хара – форма обращения к энергии Господа, а Кришна и Рама – формы обращения к Самому Господу. Эти имена – Кришна и Рама – символизируют высшее духовное наслаждение, а Хара – энергию наслаждения Господа. В звательном падеже слово Хара звучит как Харе. Высшая энергия наслаждения Господа помогает нам приблизиться к Господу.

Материальная энергия, называемая майей, также является одной из многочисленных энергий Господа. Души, или живые существа, являются пограничной энергией Господа. Живые существа выше материальной энергии. Когда высшая пограничная энергия соприкасается с высшей энергией, Харой, она утверждается в своем исполненном счастья изначальном состоянии.

Эти три слова: Харе, Кришна и Рама – трансцендентные семена божественной маха-мантры. Воспевание мантры – это духовный призыв к Господу и Его энергии, способный защитить обусловленную душу.

Воспевание святых имен Господа подобно плачу ребенка, который скучает по своей матери. Мать Хара помогает преданному обрести милость Господа-отца, и Господь являет Себя преданному, искренне воспевающему маха-мантру.

В эпоху раздоров и лицемерия никакие другие средства не являются столь же эффективными, как пение маха-мантры:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе”

Posted in Таинство повторения Маха-мантры.