Зачем нужно посвящение в брахманы?

Вопрос: Если святое имя способно даровать нам всё, зачем же тогда нужно посвящение в брахманы?

Ответ: Посвящение в брахманы (мантра-дикша) — это важная процедура, поскольку дикша дает человеку возможность поклоняться Верховной Личности Бога в Его форме арча, для чего требуется повторять биджа- и гаятри-мантры*

В самом начале духовного пути повторение святого имени невероятно возвышает душу — настолько, что даже ее прарабдха-карма (уже проявившиеся последствия прошлых действий) меняется. В «Шримад-Бхагаватам» приводятся чудесные слова Деваху-ти, прославляющей святое имя:

йан-намадхейа-шравананукйртанад йат-прахванад йат-смаранад апи квачит
швадо ‘пи садйах саванайа калпате кушах пунас те бхагаван ну даршанат

«Даже человек, родившийся в семье собакоеда, немедленно получает право совершать ведические жертвоприношения, если он хотя бы раз произнесет святое имя Верховной Личности Бога или если он воспевает величие Господа, слушает повествования о Его играх, склоняется перед Ним или просто помнит о Нем. Что же тогда говорить о тех, кто непосредственно созерцает Верховную Личность Бога?»13

Здесь Девахути говорит: садйах саванайа калпате — «тот, кто произносит имя Бога, тут же получает право совершать ведические ягьи». Повторяя мантру Харе Кришна, человек возвышается до уровня, на котором он может проводить жертвоприношения. Мальчик же, родившийся в семье брахмана, получает такую возможность автоматически.

Но для того, чтобы действительно сидеть перед жертвенным огнем и проводить ягъю, мальчику-брахману надлежит пройти через обряд упанаяна-самскары, мантра-дикши. Попытайтесь понять с этой точки зрения и наше с вами положение. В силу того что мы повторяем харинаму, наша карма исчезает и мы считаемся кем-то вроде «мальчика-брахмана», то есть потенциально обретаем право поклоняться Божеству. Но чтобы нам действительно позволили поклоняться Божеству, сначала нужно получить гаятри-мантры в ходе брахманического посвящения.

Нет сомнений в том, что человеку не нужно формальное посвящение в брахманы, если, повторяя святое имя, он достигает высочайшего уровня, шуддха-намы. Такой преданный уже находится на уровне чистой любви к Богу. Ему уже не нужны обычные методы постепенного очищения. Но простым душам, таким как мы, лучше быть смиренными и воспользоваться теми великими благами, которые приносит мантра-дикша.

Следует также заметить, что гаятри-мантры быстро направляют нас к Господу Кришне и духовному миру. Гаятри-мантры, особенно гопала- и кама-гаятри, содержат в себе имена и деяния Верховного Господа. Они словно добавляют «аромата» нашему пониманию святого имени и помогают еще больше насладиться его вкусом. Поэтому возвышенные преданные, бережно хранящие сокровище нама-ништхи, никогда не воспринимают гаятри-мантры как нечто отделенное от святого имени. Этот момент мы подробно обсудили в первой главе данной книги.

Но, даже признавая, что именно экстатическое повторение шуддха-намы наполнит наши глаза слезами любви, я все равно очень прошу моих читателей поскорее обрести необходимую квалификацию для того, чтобы получить эти священные мантры.

Гаятри и харинама

Вопрос: В своих книгах Шрила Прабхупада практически на каждой странице прославляет повторение мантры Харе Кришна, говоря о нем как об истинном способе обрести духовное совершенство. Поэтому в его Движении подчеркивается роль харинамы, первого посвящения. Именно во время первого посвящения ученик получает новое имя и берет на себя основные духовные обязательства, обещая каждый день повторять шестнадцать кругов маха-мантры и до конца жизни следовать четырем регулирующим принципам. Второму же посвящению, посвящению в брахманы, в книгах Шрилы Прабхупады уделяется намного меньше внимания, и обряды, сопровождающие эту церемонию, далеко не так зрелищны, как те, что проводятся при харинама-дикше. Так насколько же в действительности важна для последователей Шрилы Прабхупады мантра-дикша?

Ответ: Из книг и наставлений Шрилы Прабхупады, а также из слов священных писаний мы ясно видим, что нет ничего важнее святого имени. Без повторения мантры Харе Кришна никто не сможет обрести кришна-прему. Поэтому посвящение в харинаму — поворотный момент в жизни садхаки.

Насколько мне известно, первой харинама-дикшей в нашей Гаудия-сампрадае считается посвящение, которое Адвайта Ачарья дал Шачидеви, матери Чайтаньи Махапрабху. Шри Гауранга в облике маленького Нимая устроил эту лилу, чтобы подчеркнуть важность харинама-дикши. В один из дней Нимай отказался пить молоко из груди матери Шачи. В отчаянии и страхе она обратилась за помощью к Адвайте Ачарье. Обдумав все как следует, Адвайта Ачарья пришел к выводу, что единственный способ поправить ситуацию — это посвятить мать Шачи в повторение маха-мантры Харе Кришна. Он провел нужную церемонию, и маленький Нимай снова с великой радостью начал пить грудное молоко, показывая тем самым, что пищу Он примет только от тех преданных, которые посвящены в повторение святого имени.

Бхактивинода Тхакур также подчеркивал необходимость харинама-дикши, и, следуя его примеру и примеру других ачарьев, Шрила Прабхупада сделал это посвящение центральной составляющей взаимоотношений гуру и ученика.

Но при этом мантра-дикша тоже важна, поскольку помогает преданному подняться на такой высокий уровень, что он может повторять святое имя чисто. Шрила Прабхупада объясняет:

«Без посвящения в брахманы невозможно надлежащим образом поклоняться святому имени… Иными словами, повторение маха-мантры Харе Кришна настолько могущественно, что не зависит от формального посвящения; однако если человек получил посвящение и занят* панчаратрика-видхи (поклонением Божеству), то он очень скоро пробудит в себе сознание Кришны и перестанет считать себя частью материального мира. Чем меньше человек отождествляет себя с материей, тем отчетливее он осознает, что индивидуальная душа в качественном отношении подобна Высшей Душе. Тогда, утвердившись на абсолютном уровне, он понимает, что святое имя Господа и Сам Господь суть одно. Обретший такое понимание уже никогда не примет святое имя Господа, мантру Харе Кришна, за материальный звук»14.

Иными словами, когда человек пытается достигнуть высших уровней повторения маха-мантры Харе Кришна, мантра-дикша весьма помогает ему в этом. Я считаю, что нам в наших попытках вернуться к Кришне нужно воспользоваться любой помощью. Приняв помощь в виде первого и второго посвящения, мы наилучшим образом завершим свой путь домой, к Богу.

Вопрос: Но, если повторение маха-мантры Харе Кришна — самый важный метод духовного развития, а гаятри-мантры лишь помогают ему, зачем нужно еще одно посвящение, чтобы передать ученику мантру? Если человек уже нашел прибежище у лотосных стоп истинного гуру во время первой инициации, не может ли он просто узнать гаятри-мантры из книг и пользоваться ими в соответствии с прочитанным?

Ответ: Процесс инициации есть нечто большее, чем простая передача информации. Вместе со звуком мантры гуру сообщает достойному ученику свое собственное внутреннее видение, уверенность и духовную решимость. Позвольте привести пример. Жил-был один мальчик, который страдал от диабета. Однако, хотя врачи строго-настрого запретили ему есть сладкое, он не мог удержаться и в конце концов от своего чрезмерного увлечения сладостями оказался на пороге смерти. Обеспокоенная мать привела его к садху и попросила того запретить ее сыну есть сладкое. Она надеялась, что авторитет знаменитого и уважаемого человека сможет победить упрямство сына. На удивление, садху не стал ничего говорить мальчику, посоветовав матери привести его через неделю. Немного разочарованная, мать вернулась домой. Но, когда она пришла через неделю, садху встал перед мальчиком и сурово приказал: «Прекрати есть сладкое!» Глубоко пораженный и испуганный, мальчик повиновался и с тех пор больше не ел никаких сладостей.

Через какое-то время женщина спросила садху, почему он, вместо того чтобы сразу помочь мальчику, велел им вернуться через неделю. Садху улыбнулся и сказал: «Одними словами никого не убедить. Я должен был передать твоему сыну свою собственную убежденность. Поэтому сначала мне пришлось самому перестать есть сладкое. Когда вы ушли в первый раз, я так и поступил, и через неделю мои слова уже имели достаточный вес, чтобы помочь твоему мальчику».

Понимаете, в чем смысл этой истории? Посвящение есть нечто большее, чем просто обмен словами. Это процесс передачи духовной силы. Когда квалифицированный гуру передает ученику мантру, с ней к ученику переходят и все знание гуру, его особое настроение и его вера.

В Индии процесс инициации объясняют на довольно неожиданном примере. Считается, что семена баньяна прорастают и превращаются в новое дерево только в том случае, если их проглатывает воробей и вместе со своими испражнениями извергает наружу. Когда семечко проходит через тело воробья, оно покрывается особым слоем, который делает его способным прорасти и превратиться в дерево. То же самое происходит с мантрой. Она должна дойти до нас через гуру, состоящего в истинной сампрадае. Лишь в этом случае нам могут раскрыться заложенные в ней духовные истины.

Вопрос: В связи с этим часто спрашивают: если гаятри-мантры содержат в себе имена Кришны, почему они не обладают таким же могуществом, как кришна-нама?

Ответ: Повторение кришна-намы относится к культуре спонтанного преданного служения. Следовательно, и результат, к которому оно должно привести, несколько иной, нежели тот, на который направлена культура мантра-дикши. Мантра-дикша относится, скорее, к практике регламентированной преданности. В связи с этим Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур делает интересное замечание:

«Четвертый падеж (то есть дательный, на который указывает окончание -айа, как, например, в словосочетании намах кршнайа) используется для обозначения шаранагати, атма-самарпаны, — полного подчинения воле Кришны. […] Если человек хочет повторять имена Господа, полностью вручив себя Ему, без лицемерия, используя при этом четвертый, дательный падеж, — тогда он повторяет мантру. Если он повторяет святые имена Господа как обращение, употребляя их в звательном падеже (на который указывают окончания -а или -е, как в словах харе, кршна я рама), значит он занят бхаджаном, поклонением святым именам.

Повторение святых имен в четвертом падеже (мантра) указывает на полную покорность воле Господа, а повторение их в форме обращения (нама) указывает на желание вечного служения. Тот, кто получил посвящение, освобождается из материального рабства, повторяя мантру, а освобожденная душа проявляет свой вечный бхаджан, повторяя святые имена как обращение»15.

Иными словами, грамматические конструкции мантры (дательный падеж) и намы (звательный падеж) обозначают разные настроения и разную направленность. В мантре к Кришне обращаются просто как ко Всевышнему, подчеркивая свою покорность Его воле. Нама же нацелена на развитие близких отношений с Кришной в одной из сокровенных рас. Эту особенность намы Чайтанья Махапрабху разъясняет в беседе с Пракашанандой Сарасвати:

кршна-нама-маха-мантрера эи та’ свабхава йен джапе, тара кршне упаджайе бхава

«Такова природа маха-мантры Харе Кришна: любой, кто повторяет ее, сразу чувствует восторг любви к Кришне»16.

Нама-сева, нама-бхаджан и в конечном итоге восторженная нама-санкиртана до такой степени вспенивают океан преданности, что его высокие волны уносят человека прочь от спокойных, но ограничивающих берегов обычной религиозности, в основе которой лежит просто ритуал. Достичь этого можно, лишь повторяя святое имя с настроением спонтанного влечения к Кришне. Иначе говоря, для этого нужно повторять святое имя с той же любовью и преданностью, с какой ребенок зовет свою мать.

Давайте еще раз обратимся к вдохновляющему примеру Гопа-Кумара. На одном из этапов своего духовного странствия он добавил к повторению своих дикша-мантр нама-санкиртану и только тогда сразу же достиг высшей духовной цели — божественных игр Господа.

Брахма-гаятри и Чайтанья Махапрабху

Вопрос: Возможно ли увидеть Шри Чайтанью Махапрабху в брахма-гаятри-мантре ?

Ответ: В брахма-гаятри определенно есть намек на Чайтанью Махапрабху. Произнеся знаменитый стих кршна-варнам твиша-кршнам, мудрец Карабхаджана продолжает:

дхйейам сада парибхава-гхнам абхйшта-дохам тйртхаспадам шива-виринчи-нутам шаранйам бхртйарти-хам праната-пала бхавабдхи-потам ванде маха-пуруша те чаранаравиндам

«Дорогой Господь, Ты — Маха-Пуруша, Верховная Личность Бога, и я поклоняюсь Твоим лотосным стопам, единственному вечному объекту для медитации. Твои стопы помогают выйти из затруднительных условий материальной жизни и исполняют сильнейшее желание души, награждая ее чистой любовью к Богу. Дорогой Господь, Твои лотосные стопы — прибежище всех мест паломничества и всех святых учителей в школе преданного служения. Их почитают могущественные полубоги, подобные Господу Шиве и Господу Брахме. Господь мой, Ты настолько добр, что по собственной воле защищаешь тех, кто просто склонился перед Тобой в почтении, и милостиво облегчаешь страдания Своих слуг. О Господь, Твои лотосные стопы -г- воистину та лодка, на которой можно пересечь океан рождения и смерти. Поэтому даже Господь Брахма и Господь Шива ищут прибежища у Твоих лотосных стоп»17.

По мнению Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, слово маха-пуруша в последней строчке этого стиха прямо указывает на Шри Чайтанью Махапрабху, тогда как первое его слово, дхйейам, означает дхймахи и отсылает нас к брахма-гаятри-мантре. Таким образом, по мнению нашего ачарьи, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, в брахма-гаятри скрыто говорится о Шри Чайтанье.

Posted in Гаятри-мантры.