Занятия брахмана

Теперь у читателя может возникнуть важный вопрос: «Если я получаю вторую инициацию, значит ли это, что я должен действовать как брахман, независимо от своих врожденных наклонностей? Или же мне придерживаться обязанностей, предопределяемых моей варной, которую я принес с собой из прошлых жизней?» Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, что священные писания говорят о шести главных занятиях брахмана:

1. Патхана — брахманы изучают Веды.

2. Патхана — брахманы передают полученные знания другим (это также называется адхйапана).

3. Йаджана — брахманы сведущи в поклонении Господу или полубогам.

4. Йаджана — они учат других, как совершать такое поклонение.

5. Пратиграха — они знают, как правильно принимать пожертвования от других.

6. Дана — они распределяют полученные пожертвования12.

Эти шесть видов деятельности составляют основу занятости брахманов, с помощью чего они получают средства к существованию. В «Ману-самхите» сказано:

шаннам ту карманам асйа трйни карманы джйвика
йаджанадхйапане чаива вишуддхач ча пратиграхах

«Из шести занятий брахмана три являются средством для поддержания жизни (дживика): йаджана, он проводит религиозные обряды (поклонение Божеству); адхйапана, он передает другим ведическое знание; вишуддхат пратиграха, он принимает пожертвования (из чистого источника)».

Как объясняет Шрила Прабхупада, это позволяет брахманам избегать наемной работы:

«Брахман не имеет права наниматься к кому-либо, чтобы заработать на жизнь. В шастрах подчеркивается, что, если человек хочет оставаться брахманом, ему нельзя идти в услужение к другим, иначе он сразу лишается положения брахмана и становится шудрой»12.

Данное утверждение вызывает закономерный вопрос: должен ли преданный, получив посвящение в брахманы, уволиться с работы и сменить образ жизни? Шрила Прабхупада в одной беседе дает такой ответ:

Панчадравида: Шудра, если он работает, не может получить посвящение в брахманы, но может получить харинаму. Так? Прабхупада: Преданного нельзя считать шудрой только потому, что он работает как шудра. Однако он и не брахман. Он уже на духовном уровне. Впрочем, в менеджменте вы должны учитывать подобные различия. Кто-то может превосходно выполнять работу шудры — и пусть занимается этим. Почему он должен изображать из себя брахмана? Махамса: Получит ли он вторую инициацию? Прабхупада: Он всё получит. Махамса: Получит?

Прабхупада: Да. Вторая инициация означает, что его признали: «Теперь ты стал настоящим вайшнавом».

Панчадравида: А если человек, который работает шудрой, говорит: «Я столько всего могу. Я могу…» Прабхупада: Прежде всего, попытайтесь понять: преданный — не брахман и не шудра. Он может действовать как шудра, но он не шудра. Он может действовать как брахман, но он не брахман. Он вайшнав13.

Иными словами, все, что касается материальных обязанностей, занятий и добывания средств к существованию, относится к сфере варн и ашрамов, тогда как мантра-дикша — событие трансцендентное и его не затрагивает обусловленность преданного. Прабхупада учил нас, что вайшнав-бр&ошн и варнашрама-брахман — разные понятия. Хотя вайшнав-брохман получает посвящение по системе панчаратрики, он строит свою жизнь не столько на принципах панчаратрика-видхи, сколько на принципах бхагавата-марга. Вот что значит быть трансцендентным к варнашрама-дхарме.

Следует учесть и то, что в ведической традиции дикшу давали представителям всех трех высших варн — брахманам, кшатриям и вайшьям. Поэтому, даже с точки зрения ведической дхармы, получение гаятри вовсе не означает, что человек должен перенять обязанности и образ жизни брахмана. Если человек по природе — кшатрий или вайшья, он будет и после посвящения действовать согласно своей варне.

С другой стороны, Шрила Прабхупада неоднократно подчеркивал, что вайшнав должен подняться до самого высокого стандарта. Хотя он никогда не требовал, чтобы ученики его следовали бесчисленным правилам традиционных брахманов, он явно хотел, чтобы жизнь их строилась на таких брахманских качествах, как чистота, контроль ума и чувств, правдивость и сострадание:

«Движение сознания Кришны основано в первую очередь для того, чтобы подготовить квалифицированных брахманов, которые будут распространять духовное знание по всему миру и таким образом принесут счастье всем его обитателям»14.

Шрила Прабхупада обычно не использовал выражение минтри-дикша, а вместо этого говорил о посвящении в брахманы. Тем самым он подчеркивал, что, получив гаятри-мантры, следует изо всех сил пытаться достичь уровня брахмана, для которого свойственны девять качеств, описанные выше (шимо дамас типах шаучам…)15. В действительности, многие преданные, которые получали посвящение в брахманы лично от Шрилы Прабхупады, должны были перечислить эти качества наизусть и пообещать жить в соответствии с ними.

Надо заметить, что еще до посвящения в гаятри-минтры у вай-шнавов должна быть определенная предварительная квалификация. В этом случае при помощи гиятри-минтр они смогут преодолеть влияние материальной природы и в конечном итоге подняться над материальными обозначениями (вирной и ашрамом) и достичь уровня настоящих брахлшнов-вайшнавов, уровня чистой благости, шуддха-ситтвы.

До этого времени дважды инициированные ученики должны следовать дхирме, соответствующей их обусловленной природе. Какую именно форму примет его деятельность, зависит от индивидуальных наклонностей преданного. Ученики, возможно, попросят своего гуру помочь им определиться с конкретными деталями их практики. Но все преданные, особенно те, кто прошел обряд мантра-дикши, должны соблюдать некие общие правила. Преданный Господа Кришны всегда стремится действовать на духовном уровне. Чтобы помочь людям достичь этого, ичирьи дали нам несложные занятия, которые делают человека достойным называться брихмином. Быстро подняться на уровень брахмина нам поможет деятельность в следующих трех сферах:

  • Стабильная садхана.
  • Пуджа — регулярно или время от времени.
  • Распространение милости Кришны посредством проповеди.

Все преданные тем или иным способом могут заниматься этим, хотя каждый выберет для себя конкретные виды деятельности в соответствии со своим общественным и личным положением.

Даже если человек не обладает выдающимися качествами ведического брахмана, эти три занятия быстро сформируют его жизнь и характер. Даже серьезная попытка заняться этим делает человека достойным дальнейшего продвижения. Чтобы проиллюстрировать этот момент, Шрила Прабхупада привел поговорку, в которой объясняется, как молодой судья становится опытным: «Скамья судью научит». Так и преданный, если он стремится стать опытным брахманом, должен просто сесть на «судейскую скамью» садханы, пуджи и проповеди. Рано или поздно он очистится и наберется опыта.

Posted in Гаятри-мантры.