Значение Ом и остальных слов

Происхождение Брахма-гайатри

«Когда Кришна начал играть на Своей флейте, эта сладкая звуковая вибрация вошла в ухо Брахмы как ведическая мантра Ом. Состоящая из трех букв — А,У и М, Ом описывает наши взаимоотношения с Верховным Господом (самбандха), деятельность, посредством которой мы можем достигнуть высочайшего совершенства любви (абхидейа) и истинной любви в духовном смысле (прайоджана). Когда звуковая вибрация флейты Кришны сошла с уст Брахмы, она стала мантрой Гайатри. Так, под воздействием звуковой вибрации флейты Кришны, Брахма, первое живое существо этого материального мира, был посвящен в брахманы.

«То, что Брахма был посвящен в брахманы флейтой Кришны, подтверждается Шрилой Дживой Госвами. Просветленный мантрой Гайатри из флейты Кришны, Брахма постиг все ведическое знание. Выражая признательность за благословение, данное ему Кришной, он стал изначальным духовным учителем всех живых существ». (УГЧ гл.31)

Значение Ом

Первой мантрой является пранава Ом. Веды прославляют Ом как источник происхождения Вед и всего творения. Поэтому с Ом начинаются все ведические мантры. Ом распространяется во «вйахрити» (бхух, бхувах, свах), которые указывают на все проявления в творении: земля и низшие планетарные системы, небесное пространство и высшие планетарные системы. Далее вйахрити распространяются в Брахма-гайатри мантру. И Гайатри в свою очередь расширяется во все Веды.

Объединенные пранама Ом, вйахрити и Брахма-гайатри являются сутью Вед и наиболее могущественными из мантр. В Ведической культуре чтение этих мантр с незапамятных времен считается основополагающим в процессе духовного возвышения. Ом, священный слог примирения, — это мантра-семя, упоминаемая во всей ведической литературе и повторяемая всеми трансценденталистами. В английском языке все основные прилагательные, описывающие Бога, происходят от корня «Ом». «Ом» входит в английский язык как префикс «omni». Поэтому такие слова как omnipresent и omniscient являются настоящими описаниями Бога; все они начинаются с корня Ом. Христиане заканчивают молитвы словом «Амен», означающим «Ом», и мусульмане говорят «Амин», что также указывает на Бога.

«На каждом вдохе человек произносит и повторяет его ненамеренно и неизбежно. Любая вибрация в теле и во вселенной происходит из Ом. Ребенок плачет: «Ом! Ом!». Океан рокочет: «Ом! Ом!». Пчела жужжит: «Ом! Ом!». Музыкант напевает: «Ом! Ом!». Ом — так говорит мудрец, знающий истину. Ом — это Веда, мудрость о Боге. Ом — это «нада», звук, передающий Бога. Ом вечен, это неразрушимое слово». (ГВМ)

Несмотря на очевидную универсальность слова Ом, только Шри Чайтанйа Махапрабху и Гаудия вайшнавы дали знание о полном духовном значении Ом. В Бхагавад-гите, Верховная Личность Бога Шри Кришна говорит: «Пранавах сарва ведешу» — «Я — слог Ом, упоминаемый во всех Ведах». Помимо того, что он указывает на Верховную Личность Бога, Ом не отличен от звука флейты Кришны. К сожалению, большинство людей на сегодняшний день имеют имперсональное представление о священном слоге Ом.

Шестьдесят лет назад популярный западный имперсоналист-мистик, м-р Лидбитер, описал свою медитацию на Брахма-гайатри: «Великий столп света мгновенно заполняет собою всё и приходит к чтецу как будто бы от физического солнца, но находящегося везде. Эффект особенно удивителен, если солнце еще находится за горизонтом (ночью или после заката). Поскольку тогда столп света проходит сразу же через землю. Этот столп света — белый с легким оттенком золота. После того как он наполнил душу чтеца, он снова быстро уносится, светясь многочисленными великими лучами с разнообразными оттенками».

Шрила Прабхупада говорил, что Ом означает Шри Кришну, Верховную Личность Бога. «Звук Ом, которым начинается каждый ведический гимн, обращается к Верховному Господу. Поскольку имперсоналисты боятся обращаться к Всевышнему Господу Кришне по Его неисчислимым именам, они предпочитают произносить трансцендентальный звук омкара. Но они не понимают, что омкара — это звуковой образ Кришны. Полномочия сознания Кришны простираются повсеместно, и благословен тот, кто овладел сознанием Кришны». (БГ 7.8к.)

Ом является начальным («азбучным») представлением Кришны, хотя и в Его имперсональном аспекте. Он подобен свечению тела Кришны или сиянию Его брахмана. Имперсоналистам нравится повторять Ом, но мы повторяем мантры, описывающие качества и игры Кришны, поскольку Его личностные качества являются конечной целью познания. Ом символизирует вечность (сат), но в нем нет блаженства (ананда) и знания (чит). Ом тат сат: «тат» означает Абсолютная Истина, а «сат» означает вечность. Поэтому «ом тат сат» означает: «О, вечная Абсолютная Истина». (ПШП 17/3/68)

Из-за широко распространившегося влияния имперсональных философий, большинство людей верят в то, что цель медитации на слог Ом состоит в том, чтобы отказаться от своей индивидуальности и слиться с Верховным Брахманом. Или как бы выразился м-р Лидбетер: «Наполнить наши души потоком белого света».

Однако Упанишады и осознавшие себя Гаудия вайшнава — ачарйи, такие как Шри Джива Госвами объясняют, что слог Ом, помимо того, что означает Верховного Господа Кришну, указывает также на Его личные энергии или шакти, форму Его божественной энергии наслаждения, Шримати Радхики и на Его вечных слуг, джива-шакти или индивидуальных душ». (ГВВ)

«Госвами утверждают, что эта (пранава) омкара является совершенным представителем Верховной Личности Бога. Они проанализировали буквы, из которых состоит омкара, следующим образом: «Омкара» является комбинацией букв А, У и М. А — кареночйате кришнах: буква А (а-кара) относится к Кришне, Который является сарва-локайка-найаках, господином всех живых существ, а также духовных и материальных планет. «Найака» означает «лидер». Он — верховный лидер (нитйо нитйанам четанаш четананам). Буква У (у-кара) указывает на Шримати Радхарани, энергию наслаждения Кришны, а М (ма-кара) означает живые существа (дживы). Таким образом, Ом — это полная комбинация Кришны, Его потенции и Его вечных слуг.

«Другими словами, омкара представляет Кришну, Его имя, славу, игры, окружение, экспансии, преданных, потенции и все остальное, что относится к Нему. Как утверждает в данном стихе Чайтанйа-чаритамриты Чайтанйа Махапрабху: «сарвавишва-дхама» — «Омкара — место покоя всего, также как Кришна является местом покоя всего (брахмано хи пратиштхахам)». (Чч. Ади 7.128к.)

В действительности, божественный слог Ом не имеет ничего общего с имперсональной концепцией. В следующих стихах из Гопала-тапани Упанишад ясно утверждается, что Ом означает Верховную Личность Бога Шри Кришну. «Звуковая вибрация Ом указывает на чатур-вйюха-таттву Санкаршаны (Шри Баларамы), Прадьюмны, Анируддхи и Васудевы (Шри Кришна). Ом превосходит три качества материальной природы и человек также должен осознать, что он не имеет ничего общего с этим материальным телом: «Я вечный слуга Кришны». Это сознание должно сохраняться все время.

«Буква `А` указывает на Балараму, сына Рохини, который является основой всей вселенной; `У` указывает на Прадьюмну, который является Сверхдушой вселенной; `М` указывает на Анируддху, который является Сверхдушой каждого индивидуального живого существа во вселенной. Точка над М указывает на Шри Кришну, самую главную из всех инкарнаций Вишну». (ГУ)

Помимо объяснений Шри Дживы Госвами, подтверждающих, что Ом представляет Радху и Кришну, в Гопала-тапани Упанишад утверждается также, что семя вечных игр Кришны входит в семя мантры Ом. «Просвещенные мудрецы заявляют, что сварупа-шакти Бхагавана Шри Кришны, Шри Радхи, будучи изначальной мулапракрити, неотлична от Ом. Гопала Кришна, являющийся создателем, хранителем и разрушителем вселенной, также неотличен от Ом». (ГУ т.58)

Ачарйи также объясняют, что в слове-семени Ом, представляющим собою комбинацию из трех слогов, А-У-М, А — означает форму Господа Вишну; У — означает форму Его спутницы Шри, мать и основу всего мира; М — означает индивидуальную душу, являющуюся независимым слугой Вишну и Шри и никем иным.

«Значение звуковой вибрации омкары представлено в Гайатри мантре. Оно же подробно объясняется в четырех шлоках Шримад Бхагаватам, известных как чатухшлоки. Звуковая вибрация омкара является корнем ведического знания. Эта омкара известна как «маха-вакйа» или высший звук. Какое бы значение ни было включено в этот высший звук омкары, он подробнее разъясняется в Гайатри мантре». (Чч. Мадхйа 25.97)

Значение вйахрити — бхур, бхувах, свах  

Вйахрити были созданы в начале творения и представляют семь планетных систем: Бхур, Бхувах, Свах, Махах, Джанах, Тапах и Сатйалоки. Вйахрити обозначают не только семь миров, но и семь уровней сознания. Мантры — это молитвы, направленные к основным энергиям семи уровней. Эти основные энергии являются проявлениями самого Парабрахмана.

Семь миров являют собою триединство — бхур, бхувах, и свах. «Бхур» или «бху» представляют землю или физический уровень. Бхувах представляет воздушное пространство или астральный уровень. Свах представляет райские планеты или ментальный уровень. Махарлока представляет высший план. Джанах представляет месторождения, еще более высокий уровень. Тапах представляет большой дом Благословенного, еще более высокий уровень. Сатйам представят обитель истины, самый высочайший уровень. Иногда говорится, что эти вйахрити (бхур, бхувах, свах), которые читаются в начале Брахмагайатри, представляют семь сапта риши (семь великих мудрецов): Вишмамитра, Джамадагни, Бхарадваджа, Гаутама, Атри, Васиштха и Кашйапа. Семь деватов этой мантры — это Агни, Вайу, Адитйа, Брихаспати, Варуна, Индра и Вишва Девата.

Помимо того, что «бхур, бхувах, свах» соотносятся с высшими, средними и низшими планетами (т.е. со всей вселенной или творением), они обозначают материальное тело. Шрипада Мадхвачарйа говорит, что «Ом» указывает на Господа Вишну, источник всех vitures?; бху — на совершенство качеств; бхувах — всю силу; свах- Его блаженную природу. Говорится также: «Ты источник бхух — создатель всех живых существ; бхувах — поддерживающий все живые существа; свах — конечная цель всех живых существ». Бхур, бхувах и свах описывают совокупность всех уровней существования во вселенной, которые исходят из Верховной причины, изначальной причины всего.

Значение Тат

Словом «тат» в Брахма-гайатри обозначается Парабрахма(н).

Значение Савитур

«Мы повторяем мантру Гайатри: ом бхур, бхувах, свах тат савитур варенйам. Выше планетной системы Бхулоки располагается Бхуварлока и выше нее — Сваргалока, система райских планет. Савита, бог Солнца, контролирует все эти планетарные системы. Повторяя Гайатри мантру сразу после восхода, утром, человек поклоняется тем самым богу Солнца». (ШБ 5.1.31к.)

«Шрила Вишвнатха Чакраварти комментирует это: сурйа атма атматвенопасйах, «Настоящей жизнью и душой всех живых существ в этой вселенной является Солнце. Поэтому оно — упасйа, достойное поклонения». Мы поклоняемся богу Солнца, повторяя Гайатри мантру (ом бхур бхувах свах тат савитур варенйам бхарго девасйа дхимахи). Солнце — это жизнь и душа этой вселенной и существует неисчислимое множество вселенных, для которых бог Солнца является жизнью и душой, также как Верховная Личность Бога является жизнью и душой всего творения». (ШБ 5.20.46к.)

«На восходе солнца необходимо повторять ведические мантры, начиная с Гайатри. Солнце — это символический представитель глаз Господа». (ШБ 5.8.19к.)

«Главное Божество на планете Солнце — Хиранмайа, Господь Нарайана. Ему поклоняются, повторяя Гайатри мантру. Ему также поклоняются, повторяя другие гимны из Риг Веды, например: дхейах сада савитри-мандала-мадхйа-варти. На Солнце расположена обитель Господа Нарайаны и у Него золотой оттенок кожи». (ШБ 5.7.13к.)

» ‘Савита’ может относиться к планете Солнце, но в действительности Савита располагается на планете Солнце. Солнце подвержено разрушению, но Господь Вишну, также известный как Савит, — вечен. Господа Савиту можно увидеть только в процессе чистой медитации и духовного видения. Господь Вишну располагается на планете Солнце, в сердце и на Вайкунтхе. По милости Брахмагайатри садхака может обрести способность видеть Господа Вишну. Савита также означает ту личность, которая дает нам стимул или вдохновение, изначальную причину всех живых существ и предметов. Другими словами, Савита обозначает Верховного Господа Вишну и слово «савитри» означает энергию Господа или Лакшмидеви, которая являет или дает Савиту (Господа Вишну)». (ХБВ)

«Савитри — это бог, неотличный от олицетворения Солнца, богини, матери Вед». (АП)

«Савитух означает Господа Вишну, который является Вишватмой, душой мира». (ГВВ)

«Когда о Солнце говорится как об объекте поклонения в мантре Гайатри, оно не должно рассматриваться как независимое существо, скорее его нужно принимать как личность, тождественную Параматме. Шаунака Риши говорит об этом же в Шримад Бхагаватам 12.11.28: вйухам сурйатмано харех, ‘Верховная Личность Бога Хари находится здесь как главное Божество Солнца’ «. (ТС)

В шастрах можно найти заключение о том, что Брахма-гайатри — это не только медитация на Солнце или имперсональный брахман, но скорее медитация на Верховную Личность Бога Хари, Господа Вишну и Его спутницу Лакшми или Параматму. В соответствии с разъяснением, данным Раманандой Райем, милостивая форма Лалита-сакхи, проявляющаяся в Кали-югу, возвышает медитацию Брахмагайатри до милостивых лотосных стоп Расараджа-Махабхавы, Шримана Махапрабху. Эти океаны милости в сердцах преми-садхаков, всегда ведут их в вечном любовном служении Радха-Мадхаве во Враджа-дхаме. Давайте всегда служить им и медитировать на них.

Рамананда Райа сказал: «Сверхдуша, расположенная в сердце каждого, говорит не вовне, а изнутри. Она наставляет преданных во всех отношениях и именно таким образом она дает наставления.» (Чч. Мадхйа 8.266)

«Здесь Шри Рамананда упоминает, что Шри Чайтанйа Махапрабху является Сверхдушой. Именно Сверхдуша вдохновляет преданного; поэтому Он — изначальный источник Гайатри мантры. Савитар — изначальный источник разума. Этот Савитар и есть Господь Чайтанйа Махапрабху». (Чч. Мадхйа 8.266к.)

Гайатри мантру обычно рассматривают как средство улучшить воспевание, но гайатри тоже может значить санкиртану. «Гайатри, песнь освобождения, также означает санкиртану. Киртана тоже воспевается и возвышает нас к высочайшей цели. Санкиртана Шри Чайтанйи Махапрабху также восстанавливает наше высшее положение слуги. Таким образом, Брахма-гайатри в связи с Махапрабху должна обозначать Кришна-киртан. Далее она достигает Вриндавана и киртана, исходящего из флейты.

«Оказавшись во Вриндаване, можно услышать сладкий звук флейты Кришны, который вдохновляет всех Его слуг исполнять свои обязанности. Ночью, когда гопи слышат эту сладкую мелодию флейты, они мчатся к Ямуне, думая: ‘О, Кришна здесь». Когда Яшода слышит песню флейты Кришны, она думает: ‘Мой сын будет скоро дома». Таким образом, звук флейты Кришны воздействует и вдохновляет всех слуг Господа Кришны». (СЭ)

Значение «варенйам»

Варенйам — (прилагательное, относящееся к слову «бхарго») означает «достойный похвалы», «достойный поклонения» или «лучший среди всех личностей, которые должны быть найдены или выбраны всеми людьми». Другими словами, среди всех вариантов Он — лучший вариант. Варенйам означает Господа Вишну, конечную [цель] и прибежище для всех. Он не только находится выше всех светящихся объектов этой вселенной, Его божественное свечение является самим источником света в творении.

Значение «бхарго»

Слово «бхарго» означает «сверкающий», «исполненный жизни и энергии». Оно указывает на независимый, самосветящийся объект. «Бхарго означает самопроявляющийся свет, всегда абсолютно чистый, находящийся вне материального мира и вечно наделенный сознанием. Бхарго относится также к слову «брахма», которое означает вне материального осквернения, обладающий всей силой и знанием». (ГВВ)

«Бхарго» означает божественная суть. Это значит «верховный свет, суть Пара Брахмана».

Брахма-гайатри, однако, не указывает на поклонение Солнцу, являющемуся материальным, скорее она указывает на изначальный, духовный источник всего света и жизни. «Этот ‘свет’, упоминаемый в Гайатри, является Верховным брахманом, поскольку слово «бхарго» означает «свет сознания». Этот свет — Господь Вишну, источник происхождения, сохранения и разрушения вселенной». (АП)

» ‘Свет’, упоминаемый в Гайатри, не относится только к тому свету, который происходит от физического солнца, так как слово «варенйа» («самый лучший») можно применить лишь для описания величия ишвары. Свет — это просто «джйоти» или сияние Верховного Господа. Поэтому в Агни Пуране говорится: «Посредством медитации можно увидеть пурушу (Верховную Личность Бога), располагающегося на диске Солнца.» (ТС)

«Бхарго» относится к Господу Вишну, который является создателем, хранителем и разрушителем этого мира. Это слово происходит от корня «бха», что означает «сиять» и «бхрасйа», что означает «варить» или «созревать». Он — лучший из всех источников света, который освещает даже Солнце и луну. «Поместив Господа Вишну, наиболее почитаемого (варенйам) из всех существ, в центр ауры Солнца, я должен начать медитировать на Него».

«Мы медитируем на тот достойный поклонения свет Савита Деваты, бога Солнца или Сверхдушу, который придает силу нашему «будхи». Или, мы медитируем на почитаемый сияющий шар Божественного Солнца, которое направляет все наши действия». (АП)

В слове «бхарго» — «бха» означает «сверкающий»; «ра» означает Рати, спутницу Купидона или исполненные блаженства игры; «га» означает «полный знания». Объединившись, эти два определения будут указывать на сверкающую, золотую форму Шримати Радхарани, вечную божественную спутницу Камадева Кришны, господина Купидона. Шри Радхика, обитель безграничного трансцендентного знания, постоянно поглощена наполненными блаженством играми с Прийатма Шйамой.

Значение «девасйа»

«Девасйа» относится к личности, которая является божественной по своей природе, светящейся и трансцендентальной по отношению к скучному материальному миру. Другими словами, «девасйа» указывает на Верховную Личность Бога Вишну или Шри Кришну.

Значение «дхимахи»

«Слово ‘дхимахи’ «достигать» или «медитировать». Оно происходит от корня «дхи» — «удерживать». «Дхимахи» означает: ‘Я медитирую на тот верховный светящийся источник могущества, чтобы освободиться и достигнуть Его’. (ГВВ) Слово ‘дхимахи’ означает рассматривать нашу деятельность в связи с Господом; а именно закрепить наши умы на Нем. (АП)

Значение «дхийо йо нах»

«Во фразе ‘дхийо йо нах’ слово ‘нах’ значит то, что наш ‘будхи’ (разум) вдохновляет нас делать хорошую работу. Господь Вишну вдохновляет каждое живое существо. Благодаря Его божественному вдохновению джива идет в ад или в рай». (ГВВ)

Posted in Слава Гаятри-мантры.