Значение слов Гопала-мантры

Значение клим

Клим – это биджа-мантра Гопала-мантры и Кама-гайатри. Клим неотлична от Омкары. Это семя всех желаний или семя, исполняющее все желания. Когда ‘клим’ добавляется к Гопала-мантре, оно становится трансцендентальным семенем любви к Богу. Клим – это биджа-мантра для поклонения Кришне (клим кришная) и она представляет также Радху и Кришну.

«Слово ‘клим’ представляет семя желания или стремления. Гопала-мантра имеет два аспекта: она побуждает душу идти по направлению к верховному похитителю сердец, Кришне, Господу Гокулы и Господу гопи. Когда садхака освобождается от эгоистических желаний, он может достигнуть совершенства божественной любви к Богу, премы. Но если садхака все еще утаивает какие-либо личные желания, эта высшая гопала-мантра выполнит эти желания также. » (БС т.24) Повторение Гопала-мантры побуждает или заставляет думать о форме Кришны как Мадана-мохане, высшем покорителе Купидона, очаровывающего все творение.

В Расоласа Тантре пишется, что ‘клим’ неотлично от Радхи и Кришны. Там говорится, что Кришна Сам является Кам-биджей, а Радха – это Сама рати-биджа. Проведение санкиртаны во имя прославления этих бидж очень удовлетворяет Радху и Кришну. Кама (желание) – это имя трансцендентального Кришны, Купидона, Бога любви во Вриндаване. Рати (любовная привязанность) – это имя жены Купидона, но здесь Рати означает Шри Радху.

«Кама-биджа клим (семя желания) – это то самое семя, которое – являясь собственным желанием или стремлением – приносит исполнение желания. «(МД) Это слово ‘клим’ может исполнить все желания – духовные или материальные. Оно дает плоды молитв. ‘Клим’ представляет божественное вожделение; бескорыстную любовь гопи, направленную на удовлетворение желаний Кришны. Кама-биджа содержит в себе все элементы любви между Радхой и Кришной.

Кама-биджа (клим) – это основная мантра, помогающая обрести служение Радхе и Кришне во Вриндаване. Кама биджа мантра действует как трансцендентальное семя любви к Богу. Вечно молодому Кришне Купидону поклоняются , повторяя клим мантру.

Слово ‘клим’, являющееся кама-биджей или семенем желаний, содержит слоги ‘ка’ и ‘ла’, которые могут означать Калавати (Радха) и Каландхи (Кришна). В сорок четвертом стихе Виапы-кусуманджали Шрила Рагхунатха даса Госвами молится божественному Купидону, называя Его по двум именам: «О Деви, когда Кришна, враг Муры, касается Твоих опушенных плеч в танце раса, Он выглядит как полная луна (Каланидхи), святящаяся в переполняющем ее вожделении. О Калавати! (хитрая девушка) Когда этот слуга с радостью поместит сладкую гирлянду из жасминов, окруженную жужжащими пчелами, на те плечи?»

Шрила Рамананда Райа превозносит уникальное положение Шримати Радхарани: шата-коти-гопите нахе кама-нирвапана, тахатеи анумани шри радхикара гуна – «Из миллионов гопи только Шримати Радхика (Калавати) может погасить пылающий огонь похотливых желаний Кришны. Исходя из этого, мы можем только представить себе, какими трансцендентальными качествами Она обладает.» (Чч. Мадхйа 8.116) Слово ‘клим’ – это семя желаний, которое перерастает в Кама-гайатри, состоящую из двадцати четырех с половиной слогов. Каждый из этих слогов подобен светящейся луне вожделения (Каланидхи), расположенных (ой?) на каждой конечности великолепного тела Кришны. Хотя сияние Каланидхи Кришны, подобное сиянию Луны, наполняет весь мир желанием, все равно Его желание увеличивается бесконечно, когда Он видит сияющее луноликое лицо Калавати Радхи.

Необходимо думать о слове ‘клим’ как о семени желаний, относящихся к Каланидхи Кришне и Калавати Радхе, кто один исполняет все Свои желания и обрести возможность служить которым, желает садхака. В Шри Радха-сахасра-нама стотре Нарада Муни говорит: кама-биджа-прадаини: «Шримати Радхика дает семя желания достичь Шри Кришну.»

Значение ‘Кришнайа’

Кришнайа означает Кришну, Верховную Личность Бога, дающую нам освобождение от греха (папа-каршана) и Божество, устанавливающее наши отношения (самбандха) с Господом. Он освобождает демонов, Он убивает и привлекает умы и сердца падших Своими трансцендентальными развлечениями.

Слово Кришнайа составлено из двух санскритских корней: ‘крш’, который означает ‘существование’ или ‘приближать’, и ‘на’, который означает ‘ананда’, ‘блаженство’ или ‘отрекаться’. Таким образом Кришнайа указывает на Кришну, изначальную суть блаженства и красоты, привлекающего или притягивающего каждого к Своим лотосным стопам Своей несравнимо сладкой формой, флейтой, любовью и игрой. Такая сладкая любовь и чарующая привлекательность становится причиной того, что человек отрекается от обузы материальных привязанностей.

«Само имя Кришны означает, что Он привлекает даже Купидона. Поэтому Он привлекателен для каждого – мужчин и женщин, движущихся и неподвижных живых существ. В действительности Кришна известен как всепривлекающий.» (Чч. Мадхйа 8.139)

Значение Говиндайа

‘Говиндайа’ означает Говинда, доставляющий удовлетворение коровам, земле, чувствам, гопам и гопи. Говинда – это трансцендентальная форма Божества Кришны, которое устанавливает наше служение (абхидейу) Господу. Имя Говинда происходит от слова ‘го’ и ‘индате’. ‘Го’ означет ‘коровы’, ‘гопы’, ‘гопи’и пять чувств. ‘Индате’ означает ‘повелитель’ или ‘господин’. Поэтому слово ‘говиндайа’ означает ‘господь пяти чувств’.

Кришна Говинда всепривлекающ и к Нему никто не привлечен больше чем Шримати Радхика. Медитируя на слово ‘говиндайа’ можно помнить следующее описание чарующей природы трансцендентальных чувств Говинды.

Шримати Радхика сказала: «Эй Вишакха! Сияние тела Говинды прекраснее чем туча в дождливый сезон, а Его великолепные одежды напоминают молнию. Привлекательная флейта Кришны подчеркивает Его элегантность, а Его лицо светится как осенная луна. Корона из павлиньих перьев покоится на Его голове, а ожерелья из жемчужин и драгоценных камней, украшающее Его широкую грудь, выглядят как ряды звезд. О сакхи! Видение несравнимой красоты Кришны наполняет мои глаза блаженством.

Глубокий голос Кришны напоминает громыхание тучи, а Его позванивающие украшения привлекательны для слуха. Шутки Кришны имеют соблазнительные скрытые значения и Его чарующая игра на флейте похищает сердца всех благородных женщин. О Вишакха! Кришна полностью завладел моим слухом.

Аромат тела Говинды прекраснее, чем аромат мускуса, он заставляет покорится всех женщин. Восемь богато ароматизированных лотосов Его тела более ароматны, чем смесь цветов лотоса и камфоры. Его тело умащено тончайшего качества агуру, камфорой, чанданом и мускусом. Нет необходимости говорить, что эти удивительные ароматы постоянно волнуют мое обоняние.

Эй сакхи! Я очень стремлюсь прикоснутся к широкой груди Кришны, которая также притягивает к себе внимание как колонна из сапфиров. Его сильные руки запирают на засов сердца гопи, спасая их от стрел Купидона. Тело Говинды приносит больше успокоения чем взятые вместе сияние луны, чандан, камфора и лотос

Нектар сладких губ Кришны устраняет желание какого-либо другого вкуса. Однако, этот нектар достижим только для того, кто обладает огромным количеством благочестивых поступков. Остатки пана Кришны слаще нектара. О Вишакха! Мой язык сходит с ума, желая? испытать сладкий вкус Кришны.» (Говинда-лиламрита)

Значение ‘Гопиджанаваллабхайа’

‘Гопиджанаваллабхайа’ означает Гопинатху, развлекающегося с гопи и Божество, помогающее достичь чистой любви к Богу, конечной цели жизни (прайоджана). Гопиджанавалабхайа указывает на Кришну, возлюбленного гопи, очаровывающего их своей сладостью и дающего им экстатическую любовь.

‘Гопиджана’ – ‘го’ означает ‘гйана’, знание. Это означает также ‘тот, кого можно осознать благодаря знанию о Говинде (знанию Говинды)’ или ‘тот, кто знает все внутренние переживания преданных’. ‘Го’ означает Говинда, Шри Кришна, кто всегда пасет и следит (=благосклонен) за коровами в долинах, расположенных вблизи Холма Говардхана. Слово ‘гопи’ означает поддерживающая сила космоса или женщины Враджа. Кришна называется ‘валлабха’, Господин этой силы и Господь женщин Враджа. Поэтому слово ‘гопиджанаваллабха’ означает ‘возлюбленный гопи поддерживает силу моей преданности и владеет всеми моими чувствами'(говинда).»

‘Валлабха’ – Шри Кришна, пребывающая в блаженстве Верховная Личность Бога, сама жизнь гопи и всех джан (живых существ), Он находится внутри них. Валлабха также означает ‘густой поток блаженства’.

«Господь Садашива сказал Нарада Муни: ‘Любой, кто медитирует на прекрасные телесные черты Радхи и Кришны и Их украшения, повторяя следующие молитвы, достигнет вечной обители Кришны и гопи: ‘гопиджана-валлабха-чаранау шаранам прападйе, «Я принимаю прибежище у Него, кто является возлюбленным гопи.» Намо гопиджанаваллабхабхйам, «Я предлагаю мои почтительные поклоны Божественной Чете, которая очень дорога гопи.» (СКС) «Я предаюсь Радхе и Кришне. Чем бы я ни обладал, в действительности является Их собственностью. Все только ради Них. Все для Их наслаждения. Это не для меня.»

‘Гопиджанаваллабхайа’ – «Кришна носит желтые одежды и длинную гирлянду из ароматных диких цветов. У Него прекрасный смуглый оттенок кожи, напоминающий темную дождевую тучу. На Его голове – павлинье перо. Его лицо сияет как миллионы Лун, а глаза Его вращаются. Желтые цветы ‘карникара’ заткнуты у Него над ушами, а золотые сережки ‘карникара’ похожи на блистающее восходящее солнце, расположившееся под Его ушами. Его лоб украшен кругом, нарисованным сандаловой пастой в центре которого поставлена точка из кункумы.

Лицо Шйамы украшают маленькие подобные жемчужинкам капельки пота. Его брови игриво танцуют, когда Он бросает продолжительный взгляд на лицо Своей возлюбленной Радхики. Жемчужина свисает с кончика Его носа, Его блистящие зубы подобны лунному свету, а привлекательные губы красны как спелый плод бимба. Его руки украшены браслетами и кольцом (печатком?) с драгоценным камнем. В левой руке Он держит мурали, а в правой лотос. Шарфом? с маленькими звенящими колокольчиками перехвачена? Его прекрасная грудь, а сверкающие браслеты украшают Его лотосные стопы.»(СКС)

Значение ‘сваха’

‘Сваха’ представляет потенцию Господа. Это слово произносится обычно при предложении подношений в огонь. У слова есть и внешнее и внутреннее значение.’Сва’ может означать ‘тот, кто погружен во внутреннее Я.’ Это может также означать ‘Я слуга гопи.’ ‘Ха’ может относится к трансцендентной природе.’ Это может также означать ‘жертвовать и отдавать все Кришне, точно также как это делали гопи.’

Слово ‘сваха’ означает, что дживатма полностью предалась свету параматмы, верховному духу, Шри Кришне, единому, не имеющему Себе равных, Верховному Господу и причине всех причин.»(НП)

Дополнительные значения ‘сваха’ даны в восьмой главе.

Значение слов Гопала-мантры

В гопала-тапани Упанишаде описывается как четыре Кумара спросили однажды своего отца Брахму:»Кто такой Верховная Личность бога? Кого боится смерть? Что это за личность, зная которую можно узнать все остальное? Кто сотворил этот мир?»

Брахма ответил, дав им восемнадцатислоговую гопала-мантру и сказал: «Кришна является Верховной Личностью Бога. Смерть боится Говинду. Все можно познать, познав Гопиджанаваллабху. Личность Бога сотворил мир, произнеся слово ‘сваха.'»(ГУ)

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура дает комментарий на эти стихи: «Утверждение, что смерть боится Говинду означает, что Кришна спасает живые существа от рук смерти. Имя Гопиджанаваллабха означает Кришна, который очень дорого гопи. Зная Кришну, можно познать весь духовный и материальный мир.»

Четыре Кумара все еще не были удовлетворены, так как они желали получить более подробное описание трансцендентальных качеств Кришны. Поэтому они спросили Господа Брахму: «Кто такой Кришна? Кто такой Говинда? Кто такой Гопиджанаваллабха? Что такое ‘сваха’?»

Брахма ответил:»Кришна означает Тот, кто освобождает от греха. Говинда означает Тот, кто прославляется на земле, в Ведах и среди коров сурабхи. Гопиджанаваллабха означает Тот, кто очаровывает гопи. ‘Сваха’ означает потенцию Верховного Все эти имена относятся к Верховной Личности Бога.»(ГУ)

Шрила Вишванатха чакраварти объясняет дальше: «В имени ‘папа-каршана’ (которые Брахма использовал, чтобы описать Кришну) есть две идеи: 1) Кришна – Тот, чьи трансцендентальные развлечения привлекают умы даже греховных, обусловленных душ. 2) Кришна – милостивая Верховная Личность, давшая освобождение Путане, Агхе, Кеши и убившая других демонов.

Имя Говинда означает Верховный Господь, который знаменит среди коров сурабхи, обитающих во Врадже. Говинда прославляется в стихах Вед и Он знаменит на земле, так как Он освободил ее от бремени демоничных царей. Говинда означает также Тот, кто защищает коров, землю и Веды. Говинда – верховный защитник, спасающий живых существ от жестоких рук смерти.

Гопиджанаваллабха означает Тот, кто восхищает гопи, которые все являются проявлениями Его хладини-шакти. Гопиджанаваллабха очаровывает гопи своей сладкой красотой и другими трансцендентными качествами. Он устраняет их материализми, дает им экстатическую любовь к Нему. Так Он становится очень дорог (валлабха) им.

Слово ‘сваха’ означает энергия Господа, благодаря которой все проявляется. «(Шри Гопала-тапани-вивритти)

В предыдущем комментарии Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура показал важность каждого слова Гопала-мантры и почему мантра сама поо себе является совершенным средством, культивирующим Кришна-прему. Он говорит, что слово ‘кришнайа’ указывает на мадана-мохана, милостивое Божество самбандха-таттвы, которое устанавливает наши вечные отношения с Кришной. Говиндаджи, являясь обителью абхидея-таттвы, вдохновляет, дает нам силу совершать и принимает наше преданное служение. Конечная цель (прайоджана) бхакти – это чистое любовное служение Гопинатхе, известного также как Гопиджанаваллабха, милого возлюбленного, доставляющего удовлетворение всем враджа-гопи.

Слог ‘сва’ указывает на того, кто знает внутреннее Я, а слог ‘ха’ означает ‘предлагать’ или ‘давать’. Слово ‘сваха’ обычно употребляется при совершении подношений жене Агнидевы во время йагйи. В Гопала-мантре, однако, ‘сваха’ означает ‘Я – слуга гопи.’ Другими словами – ‘Я хочу дать все, что я имею Кришне точно также как это делают гопи.’

Кумары спрашивали дальше Господа Брахму:»Какова форма Кришны? Как Его прославляют? Как Ему поклоняются?» Брахмаджи ответил им стихами, которые можно использовать как мантру упасану. «Вы должны медитировать всем своим сердцем и душой на Шри Кришну. Его глаза – это прекрасные цветы лотоса, цвет Его тела – блистающая дождевая туча, Его одежды – молнии, у Него есть также две руки. Шри Кришна исполнен трансцендентального знания. Он носит гирлянду из лесных цветов и Он – верховный контролирующий. Кришна окружен гопами, гопи и коровами сурабхи. Он отдыхает под деревом кадамба. Украшенный ослепительными драгоценностями, Он стоит в центре красного цветка лотоса, в то время как легкий ветерок, охлажденный соприкосновением с волнами Калинди, освежает Его. Медитируя таким образом, вы освободитесь от повторяющихся рождения и смерти.»(ГУ)

В конце Брахма дал наставление Кумарам постоянно повторять восемнадцатислоговую Гопала-мантру. Любой, кто хотя бы раз чисто повторит эту мантру, быстро обретет исполненного блаженства общения с Кришной.

Posted in Слава Гаятри-мантры.