Значение слов Гопи-бхава-мантры

Значение ‘ом’  

‘Ом’ означает объединенную любящую форму Радхи и Кришны и живое существо. Смотри вторую часть, где дается более детальное объяснение ‘Ом’.

Значение ‘клим’  

Слово ‘клим’ имеет различные значения. ‘Ка’- означает трансцендентальное тело Шри Кришны, которое состоит из вечности, безграничного знания и вечно увеличивающегося блаженства. ‘Ла’ – символизирует према-виласу Радхика-Шйамы (прекрасные развлечения, рождающиеся из любовных взаимоотношений между Радхой и Кришной). ‘И’ – представляет форму парама-пракрити, Вриндаванешвари Шри Радхи. ‘М’ – блаженство супружеской любви, возникающее, когда Радха и Кришна целуют друг друга. Бинду, точка над ‘М’ – это Их поцелуй.

Иногда возникают недопонимание, касающееся рода двух слов в Гопи-бхава мантре, а именно слов ‘клим’ и ‘сваха’. Один Гаудия санйаси сказал, что в этой мантре два слова нейтрального рода; они не принадлежат ни к мужскому, ни к женскому роду. ‘Клим’ – это и сила и обладатель силы. ‘Клим’ представляет Камадева Кришну. Хотя ‘клим’ не приняло имени Радхи, оно приняло силу Радхи. Субъектом является Кришна, но без силы или шакти Радхи Кришна не может существовать как полноценный независимый субъект . Более подробное описание биджи ‘клим’ вы можете найти: обратившись к главе шестой и седьмой. Слово ‘сваха’ означает ‘йогамайа’. Другими словами: «С благословения и помощью энергии Кришны йогамайи я предложу самого себя лотосным стопам Радхарани.»

Значение ‘гопи бхавы’

‘Гопи-бхава-ашрайа’ означает гопи-бхава только для Враджендрананданы Шри Кришны, не к Нарайане, Вишну или другим. Шри Чайтанйа Махапрабху учил принципу гопи-бхавы или предложения всей своей любви Кришне в настроении гопи Враджа. В следующем стихе Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура открывает высшее значение значимости поклонения Кришне в Его святой обители Вриндаване.

арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама вриндаванам,
рамйа кашчид упасана враджа-вадху-варга-вирйа калпита,
шримад-бхагаватам амалам пуранам према пум-артхо махан,
шри-чайтанйа махапрабхор матам идам татрадарах на парах.

«Философия Господа Чайтанйи заключается в том, что Кришна является единственным объектом поклонения и точно также Его обитель, Вриндавана-дхама, также достойна поклонения. Враджендра-нандана Хари, Кришна. Кришна испытывает очень большое удовлетворение, когда к Нему обращаются как к Враджендра-нандане, Йашоданандане». (ЛШП 28/7/66)

«Шри Чайтанйа Махапрабху сказал: «арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама вриндаванам.» Вриндаван также хорош как и Кришна. Поэтому, если кто-либо так или иначе получает возможность жить во Врндаване и если такой человек не является притворщиком, а просто живет во Вриндаване и сосредоточивает свой ум на Кришне, он свободен от материального рабства». (ШБ 9.19.19 к.)

Рамйа качид упасана враджа-вдху-варгена йа калпита . Лучший метод поклонения Кришне был продемонстрирован гопи. Итак, какие методы поклонения были у гопи? Они не были учеными или веданстистами, они не были также теософами или спекулятивными мыслителями. Они были обычными деревенскими девушками не слишком высокого происхождения. Они были дочерями пастухов. Метод поклонения Кришне у гопи заключался в том, что они не могли забыть Кришну даже на мгновение. Такова была их квалификация.

Я попытаюсь объяснить как они любили Кришну. Когда Кришна уходил из деревни чтобы пасти коров, гопи думали: «О, стопы Кришны так мягки, а Он ходит босиком по земле. Острые камешки, должно быть, колют Его стопы и как Он страдает!» Таким образом они плакали дома. Когда гопи варили обед или кормили детей, они всегда думали о Кришне. Такова была их единственная квалификация. Они были настолько погружены в мысли о Кришне, что ни одно мгновение не проходило вне сознания Кришны.

Поэтому Чайтанйа Махапрабху рекомендует: рамйа качид упасана враджа-вадху-варгена йа калпита. Нет лучшего метода поклонения, чем тот, который явили гопи. Гопи были постоянно, двадцать четыре часа в сутки в сознании Кришны. Они просили Кришну: «Мой дорогой Кришна, много йоги и святых личностей уходят в лес чтобы медитировать на Твои лотосные стопы. Хотя они пытаются медитировать, их мысли уходят в сторону и медитация прерывается. Но в случае с нами Твои лотосные стопы так прочно расположились в наших сердцах, что мы думаем только о Тебе и не можем выполнять наши семейные обязанности. Поэтому милостиво выйди из наших сердец, чтобы мы могли выполнить наши обязанности.»

Это идеальное сознание Кришны. Вам необходимо устроить жизнь таким образом, чтобы вы постоянно думали о Кришне. Гопи были домохозайками и тем не менее, не смотря на все их домашние обязанности, они думали только о Кришне». (ЛШП 16/3/68)

Итак, такова философия Чайтанйи Махапрабху – арадха-васту, почитаемым Господом, является Кришна. Почитаем Он и также Его дхама. Мы не должны совершать никаких оскорблений в дхаме и следовать по стопам Шри Чайтанйи Махапрабху. Тогда нам посчастливиться получить милость Кришны, позволяющую нам постичь Его и Его развлечения с Радхарани». (ЛШП 14/3/74)

Во Вриндаване гопи поклоняются Кришне, трансцендентальному Купидону, через паракийа мадхурйа уджжвала расу, в настроении возлюбленных Кришны, не как законные жены, испытывающие к Нему супружескую любовь. Гопи являются личными шакти Кришны или олицетворенными энергиями блаженства, но во Вриндаване Йогамайа показывает, что они являются паракийа упапати (т.е. замужем не Кришной, а за другими гопами). Мадхурйа-раса враджа-гопи является не обычным, особым видом премы, называемой унната-уджджвала. Гопи исполнены сева-бхавы, настроения бескорыстного служения. Их любовь или бхава абсолютно свободна от камы, мирского вожделения.

Умы гопи совершенно чисты (нирмала), полны премы и полностью лишены каких-либо эгоистических желаний (анйабхилашита шунйам). Их преданность известна как раса-майи бхакти. Бхава гопи или любовь по отношению к Кришне называется махабхава. Когда анурага, продвинутый уровень трансцендентальной премы, проявляется удивительным образом в своей непревзойденной форме, называемой асамаурдхва (ничто невозможно сравнить или приравнять к ней), тогда она становится махабхавой.

Даже Шйамасундару, трансцендентального Камадеву сводит с ума этот уровень любви, известный как махабхава. Только любовь Шримати Радхики, назваемая мадан-акхйа махабхава, превосходит даже этот уровень. Когда все восемь уровней (снеха, маан, пранайа, рага, анурага, бхава, махабхава) трансцендентальной премы вплоть до махабхавы одновременно проявляются в Шримати Радхике, олицетворяющей квинтессенцию энергии божественного наслаждения Кришны (хладини шакти), Она являет наиболее уникальный уровень экстаза, не сравнимый с уровнем любви каких-либо других враджа-гопи. Этот наивысший уровень бхавы назыввается мадан-акхйа махабхава.

В Уджджвала-ниламани говорится, что Шри Кришна сходит с ума под влиянием удивительной махабхава премы, проявляемой гопи. Обычно ум Кришны уравновешен и спокоен. Но сила бхавы гопи побеждает ум Кришны. Он приходит в такое смущение и замешательство, что Он не знает, что делать. В обычной преме Кришна отвечает на любовь Своего преданного в той же самой степени. Но когда гопи проявляют махабхаву, Кришна думает: «Я никогда не смогу отплатить и должным образом ответить на силу премы, являемую гопи; и это сводит Меня с ума!»

Каждая гопи испытывает махабхаву, но мадан-акхйа махабхаву – только Шримати Радхика. На этом уровне махабхавы гопи хотят только доставить удовольствие Кришне. Они полностью лишены какого-либо желания для их собственного удовлетворения или счастья. В таком настроении они соединяются с Кришной. Однако среди Гаудия вайшнавов высочайшим достижением в служении является манджари бхава. Настроение манджари прекрасно описано в приведенном ниже отрывке из Ананда Чандрики:

«О Кришна! Более даже чем удовольствие непосредственно общаться с Тобой, мы желаем видеть Тебя интимно наслаждающимся с Радхикой в никунджах Враджа. В это время мы чувствуем величайшее счастье, смотря на Тебя через щели в стенах.»

Это уровень манджари-бхавы, на который садхака медитирует, повторяя следующие слова: гопи-бхава ашрайа. Манджари не желают лично общаться с Кришной, но они чувствуют себя безгранично счастливыми, когда Шримати Радхика Сама общается с Кришной. Они думают: «О, как они наслаждаются.» Это мула-мантра при помощи которой Гаудия вайшнавы совершают поклонение, она известна также как шрештха манджари-бхава садхана, деятельность в настроении манджари. Манджари-бхава означает служить всегда. Когда Радха и Кришна находятся в никунджа мандире, манджари всегда удовлетворяют Их, выполняя различные интимные служения. Это прибежище и цель гопи-бхавы Гаудия вайшнавов.

Значение «ашрайа»  

Слово ‘ашрайа’ относится к Шримати Радхарани, высшей ашрайа-виграхе, являющейся совершенной формой прибежища. Шри Радха является океаном любви и господствующим Божеством. Она – источник, опора и обитель духовной любви Кришны. ‘Ашрайа’ означает ‘лотосные стопы Шримати Радхики’, конечного прибежища всех Враджа-гопи, испытывающих шрингара-расу. Радхика является према-ашрайа, океаном премы. Она – объект, а Кришна – субъект (вишайа) премы. Слово ‘ашрайа’ указывает садхаке на конечную цель – Радха-дасйам или принятие прибежища в служении служанкам наиболее сокровенных служанок Шримати Радхики, а именно Лалита-сакхи и Шри Рупа-манджари.

Слово ‘ашрайа’ может также относится к ашрайа-таттве – к вечному спутнику Господа, который является божественным прибежищем, основным для обусловленной души. Джива должна принять прибежище у рагануга-бхакты, находящегося в его особой расе, для того, чтобы войти в вечные развлечения Господа. С учетом этой идеи Гопи-бхава мантра может означать: «Моим единственным желанием является полное предание себя (сваха) и принятие полного прибежища у лотосных стоп моего гурудева, который погружен в гопи-бхаву и полностью поглощен деятельностью слуги слуг Шримати Ралхики.»

Иногда задают вопрос: «Что является субъектом в Гопи-бхава мантре? Означет ли ‘гопи-бхав ашрайа’, что Радха является прибежищем премы или бхавы, испытываемой гопи? Или это означает, что Кришна является прибежищем любви гопи?

В Катха Упанишад Кришна описывается как ‘эко баху шйам’. Единая Верховная Личность Бога Шри Кришна распространяет Себя во множестве. И таким образом все разнообразия находятся в Нем и Он находится во всем разнообразии. Таково непостижимиое мистическое могущество Господа и таким образом все одновременно едино и отлично от Его непостижимой энергии (ачинтйа-бхедабхеда-таттва).» (ШБ 2.4.7 к.) Необходимо учитывать две концепции, когда делаются попытки понять Абсолютную Истину, Шри Кришну. Одна концепция касается таттвы (философская истина) и другая концепция касается расы. Если предпочтение отдается таттве, тогда Радха и Кришна едины. Иногда Кришна становится субъектом (вишайа) или объектом (ашрайа), а иногда Радха становится субъектом или объектом премы. Если речь идет о расе или вкусе божественной любви, тогда Радха кажется превосходящей Кришну. Следующая игра показывает превосходство Радхи.

Однажды Радхика и Шйама сидели вместе в прекрасной никундже. Видя, что Радха чувствует намного больше блажества, чем Он, Шйама с удивлением спросил: «Почему Она такова? Какое бы блаженство я не ощущал, оно появляется благодаря Радхике и вот почему Ее блаженство превосходит Мое.» Если речь идет о расе, то заключение таково, что Радха превосходит Кришну.

Поэтому в Гопи-бхава мантре Радха является прибежищем (ашрайа) гопи-бхавы или блаженной премы. Во Враджа-лиле можно часто увидеть, что Шйама предстает перед гопи и кричит из-за невыносимой маам Радхи. В особенности Он просит милости манджари для того, чтобы обрести возможность войти в кунджу и снова встретиться с Радхикой. На этом примере можно видеть, что гопи являются прибежищем любви Кришны и из всех гопи – Радхарани является основным ашрайа гопи-бхавы.

Шри Радхика является гопи, к которой обращаются фразой ‘гопи-бхава ашрайа.’ Радха является прибежищем любви гопи. Санйаси принимают гопи-бхаву, чтобы служить Радхе как Ее служанки. Только удачливые манджари понимают и испытывают экстатические чувства, присущие и Радхе и Кришне. Враджа-гопи йутхешвари (лидеры групп гопи) не могут ощутитьт сладкий экстаз интимных супружеских развлечений Радхи и Кришны. Гопи-бхава означает радха-бхава, servitor слуга? бхавы или вкуса подчиненной Гопинатхе, Господу и хозяину гопи.

сакхи вина еи лила пушта нахи хайа
сакхи лила вистарийа, сакхи ашвадайа

«Без гопи невозможно насладиться играми между Радхой и Кришной. Только благодаря их совместным действиям, разворачиваются эти игры. Это их основное занятие – наслаждаться вкусами. (Чч. Мадхйа 8.204)

По сути слово «ашрайа» означает: «Я нахожу свое прибежище в бхаве враджа-гопи, олицетворением которой является Шримати Радхарани.»

Значение ‘сваха’

Слово ‘сваха’ означает ‘предание себя’, ‘сваха ча атма самарпана ити’, произнося эти слова человек предает самого себя (тело, ум, слова и сердце) Верховному Господу. ‘Сваха’ означает Вриндаван. Под этим словом подразумевается следующее: «Я предаюсь во Вриндаване Радхе и Кришне, наслаждающимися бесценными вкусами во время Их трансцендентальных развлечений в лесных беседках.» Преданный в настроении манджари-бхавы предает себя и отдает все, что он имеет для удовольствия Божественной Четы. Говоря кратко, слово ‘сваха’ означает: «Я предаюсь полностью Радхе и Кришне.»

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил: «Слог ‘сва’ означает ‘собственный’ и ‘сва’ обозначает также ‘богатство’. Если кто-то является собственным богатством Говинды – кто-то, кто делает Его богатым; это богатство является всем для Говинды – если Она становится объектом нашего поклонения, тогда мы поймем, что такое поклонение. Если прочитав восемнадцать тысяч стихов Шримад Бхагаватам, мы не осознаем Ее, тогда наше чтение было напрасным». (Прабхупада – Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати)

В этом отрывке наш парама-гуру, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура, дает наиболее возвышенное объяснение слову ‘сваха’. Он отмечает, что Говинда-прия, Шримати Радхика, должна быть для нас всем, нашим единственным богатством и нашим единственным объектом поклонения – тем же чем Она является для Кришны. Слово ‘сваха’ поднимает нас на уровень гопи-бхавы, а именно предложения всего, что мы имеем для вечного служения лотосным стопам Радхики – нашему величайшему богатству и сокровищнице. Мы слуги лотосных стоп этой великой сокровищницы премы, океана сладкой любви Радхи и Кришны.

«Чувство счастья Шри Кришны ограничено счастьем гопи. Поэтому преданные во Вриндаване пытаются служить гопи, а именно Радхарани и Ее спутницам. Если кто-то обретет благосклонность гопи, он легко обретет благосклонность Кришны. По рекомендации гопи Кришна сразу же принимает служение преданного. Господь Чайтанйа поэтому хотел удовлетворить вместо Кришны – гопи». (Чч. Ади 4.189 к.)

Итак, слово ‘сваха’ означает: ‘сва’ – ‘Я являюсь служанкой гопи’ или ‘Я служанка гопи и я хочу все отдать Крищне как это сделали гопи’. ‘Ха’ – ‘Я отдаю себя, думая, что я бескорыстная служанка гопи. Таким образом, я предлагаю себя как служанка (манджари) лотосным стопам Шримати Радхики и гопи’ (дополнительную информацию можно найти в шестой главе)

Posted in Слава Гаятри-мантры.