Значение слова «гаятри»

Вопрос: Каково буквальное значение слова гаятри? Ответ: Гайатри — это форма женского рода слова гайатра, что значит «песня, гимн». Оно происходит от корней гаи («петь, напевно и ритмично декламировать») и траи («спасать, защищать, избавлять»). Таким образом, гаятри — мелодичный звук, который поют определенным размером и который защищает, или освобождает, нас. Это подтверждается в «Брахма-самхите» (5.27), где говорится, что кама-гаятри-мантра изошла из флейты Кришны. Эта самая сладкая, самая изящная и самая сакральная мелодия достигла ушей Брахмы. В «Агни-пуране» говорится:

гайатй уктани шастрани бхаргам пранамс татхаива ча татах смртйейам гайатри савитрй йатра эва ча пракашинй са савитур ваг-рупа-тват сарасватй

«Поскольку она воспевает или славит (гайатй) мантры Вед, шастры, Верховного Господа, жизненную силу и разум живого существа, ее называют гаятри. Поскольку она являет савитру, бога Солнца, ее называют савитрй. Кроме того, ее называют сарасвати, ибо она — олицетворение речи»8.

В «Хари-вамше» олицетворенная Гаятридеви предстает как жена Брахмы. Она — мать четырех Вед, а также двидж — дваждырож-денных, которые в системе варнашрамы составляют первые три варны (брахманы, кшатрии и вайшьи).

Значение слова «панчаратра»

Вопрос: Не могли бы вы объяснить значение слова панчаратра, а также рассказать о происхождении этой категории священных писаний?

Ответ: Буквальное значение слова панчаратра — «то, что было рассказано за пять ночей» (панча — «пять», ратра — «ночь»). Говорится, что Господь Кешава (Вишну, или Нараяна) в течение пяти ночей наставлял в тайной науке панчаратры Ананту, Гару-ду, Вишваксену, Брахму и Рудру. Шри Нарада Муни дает другое объяснение этому слову:

ратран ча джнана-вачанам джнанам панча-видхам смртам тенедам панчаратрам ча праваданти манйшинах

«Ратра — это слово, обозначающее гьяну, знание, а панна означает „пять». По мнению тех, чей ум высокоразвит, существует пять видов знания»9.

Вот эти пять видов знания:

1. Знание Вед.

2. Знание о практике йоги.

3. Знание о материальной энергии (майе).

4. Знание о способах освобождения (мукти).

5. Знание о преданном служении Радхе и Кришне (бхакти).

Известен еще один вариант перевода. Эти писания называют панчаратрой, поскольку в них содержится наука о пяти аспектах Бога. Эти аспекты таковы: пара (высшая форма Бога), въюха (эманация), вибхава (воплощение), антаръями (тот, кто пребывает внутри всего сущего) и арча (Божество, установленное для поклонения).

В «Нарада-панчаратре» говорится главным образом о знании, связанном с бхакти-йогой. Поэтому «Нарада-панчаратра» имеет большое значение для всех вайшнавов. Рупа Госвами объясняет:

шрути-смрти-пуранади-пайчаратра-видхим вина аикантикй харер бхактир утпатайаива калпате

«Тот, кто пытается служить Господу, пренебрегая указаниями Упанишад, Пуран, „Нарада-панчаратры» и других авторитетных ведических писаний, только нарушает покой общества»10.

Почему писания категории панчаратра столь важны? Дело в том, что их поведал нам Сам Шри Кришна. Это подтверждает Шрила Джива Госвами со ссылкой на следующий стих из «Махабхараты»:

панчаратрасйа кртснасйа вакта ту бхагаван свайам сарвешу ча нрпа-шрештха джнанешв этешу дршйате

«Все писжкя-панчаратры поведаны Кришной. Вот почему, о лучший из царей, панчаратру считают высшим из всех видов знания (то есть священных писаний)»11.

Нарада Муни объясняет, как возникла «Нарада-панчаратра»:

джнанам параматма-таттвам ча джанма-мрт йу-джара пахам
тато мртйунджайах шамбхух сампрапйа кршна-вактратах
дрштйа сарвам самалокйа джнанам сампрапйа шанкарат
джнанартхам панчаратрам хи чакара нарадо муних

«Знание, содержащееся в „На^рада-панчаратре», не только кладет конец рождению, смерти и старости, но и раскрывает Высшую Истину. Необычайно удачливый Шамбху (Господь Шива), способный одолеть смерть, выслушал эту науку непосредственно от Самого Кришны.

Изучив все священные писания, Нарада Муни узнал об этой науке от Шанкары (Господа Шивы), после чего составил „Нарада-панчаратру», в которой содержится суть этого знания»12.

Posted in Гаятри-мантры.